Железнодорожый транспорт



c-57

Протяженность сети железных дорог ЧССР составляет 13131 км (из них свыше 1/5 – это двухпутные дороги, почти ¼ – электрифицированные). О густоте сети свидетельствует такой показатель; на 100 кв. км приходится 10,3 кмлге-лезнодорожпых путей (в ЧСР – при протяженности сети железных дорог в 9499 км – 12 км, ССР – при протяженности в :Ш2 км -7,4 км). На 10 000 жителей в ЧССР приходится 8,6 км железных дорог (в ЧСР – 9,2 км, в ССР – 7,3 км). Автоблокировочным устройством оборудовано 1300 км железнодорожного полотна.





По густоте яселезнодорожной сети в расчете на одного жителя ЧССР занимает 6-е место (после Бельгии с Люксембургом, ГДР, ФРГ, Англии, Швейцарии). Чешская Социалистическая Республика имеет большую густоту железных дорог, однако распределены они неравномерно: промышленные районы северо-западной, северной и восточной Чехии, а также Моравии обслужены железными дорогами лучше, чем южные районы. Наименее густая сеть железных дорог на востоке Словакии.

Управление «Чехословацкие государственные дороги» (ЧСД) гамеет следующую территориально-организационную структуру: Северо-Западная дорога (с центром в Праге), Юго-Западная дорога (с центром в Пльзене), ведающие вопросами транспорта на территории Чехии; Центральная дорога (с центром в Оломоу-це) – на территории Моравии и Восточная дорога (с центром в Кошице) – на всей территории Словакии. Центральным руководящим органом является Федеральное министерство транспорта.

Железнодорожная сеть Чехословакии сформировалась в основном во второй половине прошлого века. Ее развитие во многом определялось тогда интересами Австро-Венгерской монархии; главные железнодорожные магистрали Чехии имели направление на Вену, Словакии – на Будапешт. За годы существования первой республики были приняты меры, чтобы приспособить сеть к новым условиям, прежде всего проложены пути, позволившие установить хозяйственные связи со Словакией, то есть в направлении. запад – восток, с учетом большой протяженности территории Чехословакии в том же направлении. После второй мировой войны сразу же были предприняты меры но обеспечению восточной Словакии сетью железных дорог и прежде всего по реконструкции и модернизации железнодорожного полотна. Реконструкция и прокладка двухпутной «Дороги дружбы» в Словакии из Чьерна-пад-Тисоу до Спишска-Нова-Вес и далее до Жилины (345 км) увеличили пропускную способность железнодорожного пути. Большое значение имеет также продолжение ширококолейной железной дороги из СССР (ширина колеи 1524 мм, обычная для ЧССР и стран Центральной Европы – 1435 мм) до Восточпосло-вацкого металлургического комбината близ Кошице, по которой подвозится прежде всего железная руда (протяженность пути 88 км, дорога электрифицирована).

Все железные дороги Чехии лучеобразно (радиально) сходятся в Праге. На венце этих лучей расположены главные железнодорожные перекрестки (узлы). Их роль выполняют прежде всего крупные города, такие, как Пльзень, Усти-над-Лабем, Хомутов, Мост, Ческе-Будеёвице, Колин, Ческа-Тршебова, Нимбурк, Пардубице, Градец-Кралове. В Моравии это – Брно, Пршеров, Брже-цлав и Йиглава. Некоторая необычность положения Остравы, Братиславы и Кошинце, как железнодорожных узлов, проявляется и в направлении железнодорожного транспорта. В Словакии значительными транспортными узлами являются Жилина, Зволен, Мартин (Врутки) и Нове-Замки.