Закрытие мелких предприятий



a-183

При этом много мелких предприятий было закрыто. 27 декабря 1947 г. были национализированы частные акционерные банки, на долю которых приходилась небольшая часть капиталов, вкладов и инвестиций кредитных учреждений страны. Их активы и пассивы перешли к государственным банкам. Была осуществлена коренная реорганизация банковской системы, чтобы сделать ее более действенным инструментом социалистического строительства. Сохранены были лишь два банка – Болгарский народный банк и Болгарский инвестиционный банк. Позднее была создана и Государственная сберегательная касса. 49 Четкое Ч. Ликвидиранс на капиталистическата собственост в промишленоетта на България. София, 1965, с. 106. 50 Димитров Г. Избранные произведения, т. 2. М., 1957, С. 625. В 1948 г. прекратили свое существование частные предприятия, занимавшиеся оптовой торговлей. Их инвентарь, сооружения и помещения были переданы четырем вновь созданным государственным предприятиям. В конце 1948 г. был выкуплен в принудительном порядке крупный торговый инвентарь (счетные и пишущие машины, железные кассы и сейфы, установки и механизмы). Непрерывно сокращался удельный вес частного сектора и в розничной торговле. Тем не менее в 1948 г. еще около трети всего товарооборота приходилось на долю частных торговцев, которым принадлежало 32 ООО торговых заведений и 1566 ресторанов. Но государство непрерывно укрепляло свои позиции, открывало хорошо организованные и оборудованные предприятия и магазины, регулярно снабжавшиеся товарами. Оно обладало (вместе с кооперацией) почти монопольным правом на закупку сельскохозяйственной продукции. Участие частного капитала во внешней торговле после 9 сентября 1944 г. непрерывно уменьшалось. Помимо государственных внешнеторговых предприятий, имевших исключительное право на экспорт и импорт, продолжало функционировать и несколько смешанных государственно-частных акционерных обществ. Позднее государство выкупило акции всех частных фирм. На транспорте частного сектора почти не существовало. Железные дороги были государственной собственностью. Воздушный и водный транспорт только создавался, и его развитие – заслуга исключительно народно-демократической власти. Государство не ликвидировало частную собственность на автомашины, но поставило их под свое руководство и контроль, которые осуществлялись через Союз собственников грузовиков. Одновременно оно непрерывно расширяло свой автопарк. В апреле 1948 г. была национализирована крупная городская недвижимая собственность (дома, склады, магазины, гостиницы и т. д. ). Это коснулось лишь крупных собственников. Были выкуплены также акции частных строительных компаний. Частная собственность была полностью ликвидирована и в материальной сфере болгарской культуры. На основании закона об издательствах и типографиях были ликвидированы частные типографии и издательства, а машины, инвентарь и здания переданы Комитету по науке, искусству и культуре (КНИК).