Закон об укреплении связей школы



a-164

Закон об укреплении связей школы с жизнью (1959 г. ) создал хорошую основу для улучшения системы образования. Утвердилась и идея политехнизации школы. Началось включение в программы ряда производственных дисциплин. Была введена учебная производственная практика. Увеличился прием учащихся в техникумы и профессионально-технические училища. Начало нового этапа в развитии школьного образования положили решения Пленума ЦК БКП (июль 1969 г. ). Была предпринята интересная попытка приспособить систему образования к требованиям научно-технической революции. Главным в этом была идея о создании единой политехнической школы путем постепенного слияния общеобразовательных школ и профессиональных училищ. Однако недостаток опыта привел к тому, что допускалась известная поспешность в решении некоторых вопросов, например это касается ранней профессионализации, профилирования обучения и т. д. Кроме того, Пленум не вооружил партию конкретной программой преобразования среднего и высшего образования. Однако при выполнении решений Пленума все-таки были достигнуты некоторые существенные успехи, возникли новые идеи. В целом за период после апрельского Пленума ЦК БКП (1956 г. ) до середины 70-х годов было построено 3386 новых школьных зданий с 17 тыс классных комнат. Школьные столовые обеспечивали питание для 211 тыс. учеников. Была создана стройная система подготовки учителей. Впервые в мире в Благо-евградс открылось высшее учебное заведение для подготовки воспитателей и учителей начальных классов. Успешно начался первый этап образования единых политехнических школ. Сформировался блок начального трехлетнего обучения, и утверждены программы для него. Он был тесно связан с последней ступенью дошкольных учреждений. В 1972/73 учебном году 84% детей занимались в старших группах дошкольного обучения. Важнейшей задачей школы являлась подготовка молодого поколения к общественно полезному труду в соответствии с требованиями научно-технической революции. В этом отношении в 70-е годы были достигнуты хорошие результаты – массовой формой обучения в системе среднего образования стало профессионально-техническое училище. В 1974/75 учебном году в ПТУ было принято 43, 8% школьников, решивших продолжать свое образование по окончании восьмого класса, а вместе с поступившими в техникумы число их составило 65%. Увеличился удельный вес профессионального обучения и в учебных программах общеобразовательных школ, развернулось движение за обеспечение на предприятиях рабочих мест для школьников. Там, где не было такой возможности, создавались районные политехнические центры. В 1975-1976 гг. производственным обучением было охвачено 340 тыс. учеников, из них свыше 95 тыс. из общеобразовательных школ.