Юечжи и согды



s-164

В источниках, племена юечжи одни исследователи относят к иранским племенам, другие – к тюркским, тохарам, третьи – к массагетам. По сведениям Сыма Цяня, юечжи проживали во II веке до н. э. между Дуньхуаном и Цидянь-шанем (Тяньшанем). Вероятно, Юечжи относятся к древним тюркским племенам. Они были разгромлены сюннами (хун-нами) и ушли далеко на запад, затем поделились на части, большие и малые юэчжи. По своим обычаям они схожи с сюнну, вероятно, были этнически родственными племенами. В начале II века до н. э. в нынешнем Тангуте народ по имени юечжи жил по соседству с другим народом Усунь. В западной части жил народ «Се» (Сай, или Су – ветвь саков), часть их перемешалась с усунями. В территории нынешней Джунгарии, к северу от Юэчжи, жили хунну (162г. до н. э.). Юечжи (юети) под давлением хуннов переместились до окрестностей Иссык-Куля и сместили сейцев (возможно, предки германских свебов и саксов). Некоторые источники связывают возникновение Кушанского царства с Юэчжи. Они завоевали Греко-Бактрию. На этой территории возникло огромное Кушанское ханство, которое объединило земли нынешней Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Северной Индии (I-III в. в.). Об этом помнят в Индии и Иране, по-прежнему, обожествляют Кушанского хана Канишку. Согдийцы жили на территории Согды (бассейн рек Зеравшан и Кашканда-рья). Согдийцы (предки нынешних таджиков и узбеков) известны в истории с середины I тыс. до н. э. Согдийы, похоже, этнически близки к юэчжи. Вероятноно, согдийцы перебрались в Среднюю Азию раньше, чем юечжи. Их исторически считают одним народом. В I веке Юечжи распалось на пять мелких княжеств. Самое крупное из всех было Кушанское княжество. Кушанская держава создана на основе тюрских племен Тохористана (южные р-ны современного Узбекистана, Таджикистана, северного Авганистана), раннее была территорией Бактрии. Во Нв. до н. э. тюркские племена тохары (тохар-гдадкая поверхность или пустыня) разгромили Греко-Бактрию и образовали государство Тохаристан. Государство Кушания стало возвышаться и развиваться. Об этом свидетельствуют монеты Тохористана. В новое царство Кушании входили земли Восточной Персии, современная Средняя Азия, Афганистан, Пакистан, часть Северной Индии и даже незначительная часть Китая. О величии Тюркского Кушанского ханства мир узнал в I веке, когда правил хан Ерке («ерке» по- казахски, баловень) по прозвищу хан Канишка (Каныш имя, встречающееся у нынешних казахов). Ерке правил в 78-123гг, его имя чеканилось на монетах. По словам М. Аджи, при нем население обращалось к вере Тен-гри, называя его Ходай, Алла, Бог. Кушанское царство достигло своего расцвета в конце I и начале II веков. При нем у объединенных племен основной язык и письменность стали бактрийскими. На огромных территориях проживали различные тюркские племена: юечжи, согдийцы, бактрийцы, саки, скифы, массагеты и другие. Вероятно, они говорили на своих диалектах, как если бы говорили между собой казахи, киргизы, татары на своем диалекте языка, понимая друг друга. Можно только удивляться насколько устойчив тюркский язык и насколько сохранился тюрский язык, особенно имена и названия в Азии, Египте и Европе, смысл которых легко определяется на тюркском языке. Кушанская эпоха – это расцвет городов, ремесел, международной торговли на протяжении от Китая до Римской империи. В Кушании в долине р. Талас (в Казахстане) производили бумагу из конопли. На монетах изображались боги и герои: Гелиос, Геракл (опять же общий предок), Ахурамазда, Будда и другие. Согдийская колонизация имела письменность по уйгурскому алфавиту, который вытеснил древнетюркское письмо. Итак. Тохарская Кушания представляла собой мощную цивилизованную страну, производила бумагу, печатала монеты, как ни странно, с изображеием Геракла, Будды и других общих героев. Похоже, она прославляла героев этнически близких народов парвян, согдов, скифов, иранцев, персов, злинов (греков), живущих в разных частях Великой Азии и Европы.