Версии о родословной темуджина



1. По версии Абулгазы (Родословная Тюрков), Чингисхан происходит из тюркского племени. Сам Абулгазы был ханом Хивы (1797 -1815), при нем преимущество имели племена конырат среди так называемых узбеков. Из Родословной •приводится последовательность родоначальников по линии мынолов (мугулов) и татар: Тюрк – Тутик – Елше – Деббакой

- Куйик – Алыншан.





У Алыншана было два сына – близнеца, родоначальники Татар и Мынол (Печальный) в народе его звали Мугул, в истории известен как Монгол. Их именами соответственно названы племена татар и мынол, последних в истории называли монголами. По линии татар были следующие родоначальники: Татар – Бука – Иланша – Атлы – Атсыз – Орда

s-339

- Байду – Суйиниш. По линии мынолов: Мынол – Карахан -Огуз – Тениз – Елхан – Кыян, через 400 лет – Борте. Его племя народ стал называть «Кыятами». Потомки Кабыл-Буртан

- Есуки – Темуджин (Темирши).

К монголам Абулгазы относит племена меркитов и коны-ратов (оба племени входят в состав казахов). Отец Конырата Жарлык, родословная их не приводится, брат конырата Ка-бай, его сыновья Енкирис и Елконут (от него родилась мать Чингисхана Улун, Оэлун в писаниях). Отсюда следует, что Чингисхан по линии отца тюрок, по линии матери – казах.

2 По версии Кадыргали Жалаири он жил в XVI-XVII вв. Буданжар хан – Дотум-Мэнэн – Кайту хан – Байсункар – Ту-мин хан – Кабыл хан – Баржан Бападур – Иесуге БаЬадур – Темирши (Чингисхан). Он приводит 8-х предков Чингисхана

s-100

- родоначальников тюркских племен.

3. По версии Казыбек Тауасарулы (1692-1776г):

Мерке (Жалаир по прозвищу) – Манак – Оракты – Андас

- Ор – Онтур – Бакир – Узык – Тор – Кок – Бегде – Кара – Бурык – Шамшы – Тилеуберди – Кашау – Досан – Турымтай (атакты шешен) – Тумагул – Дин – Баян – Есукей – Чингисхан (24-ый).

Казыбек полагает, что мать Чингисхана звали Олен (песня) была в положении от Есугея, не выходя замуж, отец Асау-хан выгнал ее за это. Она нашла Есугея. После смерти Есугея она вышла замуж за Менлека, от которого имела много сыновей. Сыновья от Менлека не давали покоя Темирши, тот бежал к родственникам племени жалаир. Тауасарулы полагает, что родословная Темиршина идет от казахского племени жалаир.

4. По шежире (родословная) племени жалаир известно, что одним из родоначальников был Таракты, его именем назван подрод таракты, он является потомком Жалаира Бирманака. Представители племени таракты встречаются среди каракалпаков, племен кыят, кенегес и нынешних аргынов. Известно, что Темуджин происходит из племени кыят, в их составе находились и таракты. Кроме того, танба (герб) ханов чингизидов – тарак(гребень, тот же герб и у племени таракты. А отсюда следует, судя по гербу, что Чингисхан относится к племени таракты, ветвь жалаиров. Возможно, не случайно Казыбек Тауасарулы относит Чингисхана к племени жалаир. Если учесть, что жалаиры и таракты входят в состав казахских племен, то и племя кыят с Чингисханом входят в состав казахов. Да и отец Борте, жены Тимуджина, когда Есугей с сыном приходили свататься, не возражал выдать замуж дочь, по его словам, за казака. Очевидно, не случайно его деды, сам и дети его носят казахские имена. Эта версия его происхождения ныне бытует среди казахов. Год и место рождения Темиршина (Тимучина) до сих пор спорны. Согласно некоторым источникам, Есугей во время родов жены Оэлун в 1162 взял в плен нескольких татар, среди которых был богатырь Темуджин, именем которого он и решил назвать своего сына. По данным истории, он якобы родился в год свиньи: либо в 1155 году, либо в 1167 г., умер он в 1227 г. В истории принято считать годом его рождения 1155. По сведениям К. Даниярова, Есугей умер в 1165-ом году, тогда Темуджину было 10 лет, похоже, он родился в 1155-ом году. Однако, К. Закирьянов приводит сведения из «Юань Ши», что он родился в год лошади в 1162 году. Сам Чингисхан является тюрком наполовину мынол (слово «монгол» в обращении до XIII в. не существовало) из племени кыят, наполовину казах по матери. Племя кият, возможно, перекочевало из Средней Азии на территорию нынешней Монголии из окрестности г. Кыят (существовал в III-II вв до н. э.) В Улы-тау (Казахстан) находится памятник родоначальнику Домба-ул (VIII век, упоминается в эпосе «Огыз каган»), якобы он из племени кыят. Возможно, не случайно около 20-ти км от него захоронен кыят Джучи, сын Чингисхана. Если верить тому, что истинным отцом Темуджина является Челеди из племени меркит, ветвь из казахского племени жалаир, часть меркитов ныне живет в Чимкентской области, то Чингисхан, действительно, казак. Наиболее убедительно о том, что он казах говорит единство герба племен кыят и тарак. До сих пор бытует у казахов обычай, усаживать жалаиров на поче-тый Тор (тер), как чингизидов. Исходя из вышеперечисленных версий, как племя мыцол (монгол), так и племя жалаир относятся к тюркским племенам, казахам Это значит, Чингисхан прежде всего тюрок, и в Ханы его возвели казакские племена на казакской горе Найман-тау.

В «Сокровенном сказании» также ничего не известно о монголах (умолчание) с 1186 по 1196 гг., когда Темуджин из-за предательства родственников находился в плену у чжурчже-ней (держали его в качестве заложника). Сватовство к Борте, дочери хонгиратского (конратского) нойона Дайсечена произошло, когда ему было 10 лет. Темуджина после смерти отца привез домой родственник Менлик, потомок Хайду; он имел опекунство над Оэлун (Улун, Олец), матерью Темуджина.

Он же пользовался у Темуджина большим уважением, был назван им отцом, который по обстоятельствам тайно помогал Оэлун и ее детям после смерти отца Есугея. В 1206 г. был одним из первых тысячников. Даритай-отчигин, брат отца, перешел на сторону противников тайджиутов, Таргутая.