Территориальное размещение учреждений в системе образования



Образование и культура в социалистическом обществе занимают особое положение. Территориальное размещение и организация сети школьных учреждений отражают дифференциацию размещения населения или экономической деятельности. Ступенчатость школьных и культурных учреждений соответствует территориальной структуре населенных пунктов.

Сеть школьных учреждений имеет ряд специфических признаков размещения. Локальное значение имеют начальные классы основной школы, а также ясли и детские сады. В центральном населенном пункте действуют осиовые школый; связи этого центра с окружающими его населенными пунктами устанавливаются в организованном порядке путем подвоза детей в школу по железной дороге, либо в специальных автобусах (из 7503 населенных пунктов в 6753 имеются основные школы).





Районное значение имеют различные виды ремесленных и профессионально-технических училищ и техникумов, а также некоторые факультеты вузов, например педагогические и медицинские, и некоторые кафедры машиноведческих и электротехнических факультетов.

Экономическая структура государства требует широкой органнзации специального обучения и создания учебных заведений, которые размещаются непосредственно в производственных центрах. Эти учебные заведения прямо связаны с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, профиль обучения соответствует их производственной специализации. Свыше 3/5 средних школ (578) являются специальными школами, тогда как гимназий всего 341; таково же соотношение учащихся. Сверх этого примерно 1/3 учеников-ремесленников завершает учебную подготовку по своему профилю, получая в конце обучения также аттестат зрелости (46 000).

c-102

Две пятых техникумов имеют промышленный профиль (почти половина учеников), что соответствует роли промышленности в экономике страны. Это прежде всего машиностроительные (маши-новедческие) и электротехнические техникумы. Экономическую специализацию имеет 1/5 техникумов (1/4 студентов). Третьим важейшим направлением является сельскохозяйственное обучение, на которое приходится 1/5 числа техникумов и Ую количества студентов.

Разнообразие форм обучения предоставляет возможность широкого выбора профессий, необходимых народному хозяйству. Размещение профессионально-технических училищ и техникумов отражает территориальную специализацию отдельных районов и областей и соответствует количеству населения в целом либо его молодым возрастным категориям (в ЧСР насчитывается 212 гимназий и 390 техникумов, в ССР – соответственно 129 и 188).