Строительные работы в Болгарии



a-187

В конце пятилетки три четверти строительных работ выполнялось уже по типовым проектам. Была создана единая каталожная система, поднялась на новую ступень комплексная механизация. На строительных площадках теперь монтировали готовые, предварительно изготовленные на заводах элементы. 50% строительства объектов осуществлялось индустриальным методом. Произошла концентрация строительных работ на крупных комплексах, где велось многоплановое и сложное строительство. В 1979-1980 гг. на 11 крупных строительных площадках осваивалось три четверти средств, отпущенных на строительство. Из них в первую очередь следует отметить комплекс "Девня" и родопские каскады. Был построен комбинат минеральных удобрений, новый завод кальцинированной соды, осуществлено расширение ТЭС "Девня", первая очередь порта "Варна-Запад", двухколейная железнодорожная линия, водохранилище "Цонево", автомагистрали и т. д. В рекордно короткие сроки был построен мост "Аспарух" протяженностью 2000 м – крупнейший в Болгарии и один из самых крупных в Европе, уникальное сооружение над старым и новым судоходными каналами порта "Варна-Запад". "пСПСШН завеРшююсь строительство каскадов "Белмекен-Сестримо" и Доспат-Выча". Пришлось преодолеть большие трудности, обусловленные географическим расположением объектов, строительством огромной и сложной системы туннелей, трубопроводов, гидроэлектрических и на-сосно-аккумуляторных станций. Необходимо было собрать воды рек Марица, Места и Струма и их притоков и сосредоточить для комплексного использования – производства электроэнергии при наиболее экономичном режиме, для орошения, промышленного и бытового водоснабжения. По дерзновенности замысла, комплексному характеру работ и трудностям, связанным с их выполнением, родопские каскады знаменуют собой начало нового этапа в болгарском строительстве. Их энергетическая мощность составит 7 тыс. МВт, а годовое производство электроэнергии – 26 млрд. кВт-ч. Была введена в эксплуатацию и ТЭС "Бобов дол" мощностью 630 МВт, полностью спроектированная болгарскими инженерами и построенная с братской помощью социалистических стран. Главными строительными площадками седьмой пятилетки стали район Перник-Радомир, где строился завод тяжелого машиностроения и реконструировалось несколько заводов в Пернике и Темелково, а также район между Етрополе и Златицей, где сооружался горнообогатительный комбинат "Елаците". Это была огромная стройка, раскинувшаяся на 250 кв. км. Важнейшими из строившихся объектов были большой рудник для добычи открытым способом 10 млн. т руды в год, туннель под Балканами для транспортировки руды протяженностью 6370 м и обогатительная фабрика в Мирково, куда руда доставлялась транспортерами и превращалась там в концентрат. В 70-е годы также расширили химические комбинаты в Бургасе, Плевене и Ямболе, построили комбинат "Свилоза" в Свиштове, бумажно-картонный завод в Разлоге, металлообрабатывающий завод в г. Роман.