Создание новой системы образования



a-31

Решающую роль в этом отношении сыграло письмо Тодора Живкова в ЦК ДКСМ (июль 1978 г. ). В письме были очерчены основные моменты и характеристики нового единого политехнического училища, выдвинуты новые требования к системе образования, задачи, которые следовало поставить на современном этапе. На этой основе началась серьезная работа по созданию документа, в котором был бы обобщен многовековой болгарский традиционный опыт образования и отражены новейшие достижения мировой педагогической практики. Так появились Тезисы о развитии системы образования в НРБ, опубликованные для всенародного обсуждения в мае 1979 г. Тезисы явились большим достижением теоретической мысли партии и педагогов. Всенародное обсуждение одобрило Тезисы, в нем приняло участие более 1100 тыс. чел. Было высказано много ценных мнений и интересных предложений. 16 и 17 июля 1979 г. состоялся Пленум ЦК БКП, на котором был принят окончательный текст Тезисов в качестве программы развития системы образования в Болгарии на этапе строительства развитого социалистического общества и перехода к коммунизму. Многие из проблем, поставленных в Тезисах, были доработаны Первым съездом работников народного просвещения (май 1980 г. ). В своей вступительной речи на Третьей конференции министров образования стран, входящих в европейский регион ЮНЕСКО, Тодор Живков заявил: "На пороге XXI века мы поставили перед собой великую цель – дело образования должно стать всенародным делом: должны расшириться и углубиться связи системы образования с другими сферами социальной жизни – с экономикой, наукой, культурой; сформироваться многосторонне, а в будущем и всесторонне развитая личность… "33Большим достижением явилось то, что в Тезисах была сформулирована главная стратегическая задача: формирование многосторонне развитой личности и обеспечение ей возможности себя полностью реализовать. Эта задача сконцентрировала в себе все требования современного общества к человеку периода развитого социализма. Другой важной проблемой, разработанной в Тезисах, являлся вопрос о едином среднем политехническом училище как об исторически новом типе учебного заведения. Определились три его ступени, первая – общеобразовательная с 10-летним сроком обучения, начиная с 6-летнего возраста, вторая – изучение и овладение профессией с широким политехническим профилем и третья – непосредственное овладение и использование конкретной специальности в условиях реального производства. Были разработаны организационные формы второй и третьей ступеней – учебно-профессиональный комплекс. Партия обобщила передовой опыт лучших педагогических коллективов страны 70-х годов. В Тезисах содержалась также программа соответствующей перестройки высшего образования и его интеграции с современным производством и наукой. В системе высшего образования также планировалось создать три блока с новыми учебными программами.