Социалистическая ориентация



a-185

Характерно, что нельзя назвать ни одного известного ученого, талантливого писателя, художника, композитора или артиста, которые после 9 сентября 1944 г. покинули страну из-за ее социалистической ориентации. Это дало Георгию Димитрову основание заявить, что Отечественный фронт "сумел сплотить под своим знаменем подавляющее большинство интеллигенции и вдохновил ее на преданную работу для народного государства, для его всестороннего преуспевания"4. Основной и наиболее надежной формой подготовки новой, социалистической интеллигенции, повышения общего культурного уровня нации была система образования. Уже в первой программной декларации правительства Отечественного фронта (17 сентября 1944 г. ) были поставлены следующие задачи: "Общедоступное и широкое народное образование. Перестройка всей системы образования на демократических и научных основах… Осуществление на деле обязательного восьмилетнего образования… Повышение грамотности и образования широких народных масс. Недопущение вмешательства в дело образования чуждых сил. Создание научного мировоззрения и здоровых социальных взглядов среди молодежи"48. Эти задачи были уточнены и дополнены в ряде партийных решений и законодательных актов, осуществление которых привело к целостной перестройке учебно-воспитательной работы во всех видах школ. Особая любовь и забота проявлялись о воспитании самых маленьких. До 9 сентября в Болгарии имелось около 250 детских садов и площадок, рассчитанных на 13 тыс. детей дошкольного возраста. В годы народной власти была создана целая сеть детских садов и групп продленного дня. В 1958 г. их число превысило 6300. Туда ходило более 275 тыс. детей. Особенно широко развилась сеть детских учреждений в селах, где прежде их не было. Успешно была решена задача семилетнего обучения всех детей. Открылось много новых школ, особенно в таких отсталых ранее районах, как Добруджа, Родопы и Юго-Восточная Болгария. Уже через 5-6 лет после установления народной власти не осталось населенных пунктов, где не было бы начальной или семилетней школы. Была развернута огромная работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Менее чем за одно десятилетие эта задача была решена. На открытых с этой целью курсах при помощи организаций Отечественного фронта и учителей овладели грамотой около 700 тыс. человек. Еще в первые годы народной власти были ликвидированы различные типы школ, оставшиеся в наследство от буржуазной системы образования, так как это ограничивало доступ в высшие учебные заведения. Чтобы повы-деятельности прогрессивной руссофильски настроенной интеллигенции. Глубокие качественные преобразования в духовной жизни болгарского общества, несмотря на эти и другие благоприятные факторы, протекали не гладко и не быстро. После установления народно-демократической власти культурное строительство в переходный период от капитализма к социа. лизму прошло несколько этапов, которые отличались как по специфическим проблемам, решавшимся на этих этапах, так и различным подходом к ним.