Скифы (саки)



Территорию Восточной Европы, являющейся окраиной степи Азии, населяли степные племена и народы. На обширных просторах Евразии в VIII в. до н. э. проживали различные племена: скифы, саки, сарматы и другие тюркские племена с единой культурой и языком. Некоторые исследователи полагают, что скифы пришли в XIV в. до н. э. с Поволжья на Запад. Другие полагают, что они пришли из Средней Азии. По шежире, скифы(саки) происходят из параллельной ветви гуннам, от одного предка. По некоторым источникам, скифы как государево господствовали в VIII-III вв. до н. э. в степях Европы. Само название «скифы» произносится в русском диалекте и принято как термин в истории. На тюркском языке называют их иш гузы(внутренние гузы). По свдениям А. Нарымбаевой (ссылается на исследователя Л. А.Ельницкого) в Ассирийских документах VHb. до н. э. имя скифов возникает как «Asguza-Iskuz-Ишгуза». Геродот ассирийское название передал древнегречиским письмом в эпоху латинской трансрипции термин ишгуза как «skith» В русской литературе стал звучать как «скиф». Некоторые исследователи полагают, что свое название в Европе они получили от древнегреческого названия «skiatha», означающее стрелу лука. Другая версия, более вероятная, скиф носит свое название по имени родоначальника, царя Скила (V в. до н. э.), который царствовал еще при жизни историка Геродота. Самоназвание, пожалуй, у них было сак, только в Росийской истории их называют скифами, а в Передней Азии их называли иш огузами. По преданиям, родоначальник Танаис и его род являются потомками от младшего сына Геракла. Отсюда, очевидно, происходит название реки. Многие герои и события эпоса «Аланкай» встречаются в европейских источниках. Скифские сказания и легенды знакомы древне-эллинским и древнеримским летописцам. В эллинских версиях скифского генеалогического мифа персонаж Таргитай, похоже, именуется Гераклом. По легенде скифов, первым жителем их страны является Таргитай (таргын-тигровый, пестрый, тай-лошадь одногодка), родителями его были Зевс и Борисфена, дочь реки. У Таргитая (Таргынтай), по словам Геродота, было три сына: по его лексике Липоксаис (Ылпак-сай), Арпоксаис (Арпаксай), Колаксаис (Колаксай). При них с неба упали плуг, ярмо, секира и чаша. С этими именами перекликается название реки в Сибире Енесай (Енесей в русском диалекте).

s-245





Об этом говорят раскопки в местах проживания скифов. Золотой курган № 5 в Шиликтинской долине один из древнейших погребальных комплексов, где были обнаружены шедевры золотых украшений «звериного украшения» севрного оленя, кабана, волка и др. животных. По словам М. И.Ростовцева очагом «звериного стиля» является Центральная Азия, он заявляет: «Мы видели, что и на юге России, и в Китае «звериный стиль» и пришел извне (Э. Фракаш, М. Ростовцев и скифское искусство. ВДИ. № 3-1992).

В VI в. до н. э. скифские племена жили в Прикубанье и Приазовье и совершали походы на Балканы, в Малую Азию и Закавказье. Скифы пользовались руническим письмом в V-IV вв. до н. э. Российская академическая наука относит скифов к иранским народам, однако скифские так называемые «неизвестные письмена» есть не что иное, как руническое письмо тюрков-саков. Похоже, скифы-саки существовали раньше иранцев, пожалуй, предки у них общие – арийцы. Согласно родословной (шежире) тюрков, скифы по сути саки, перекочевавшие в западную часть Азии и другие регионы. В V-IV веке до н. э. скифами было создано Скифское государство, которое объединяло часть Европы. В их ведении находились степи Северного Причерноморья. Когда персидский царь Дарий I напал в 512г. до н. э. на скифов и потребовал от них покорности, царь скифов Иданфирс сказал, что он признает своими владыками только Зевса и Гестию – царицу скифов, и прислал ему дары: птицу, мышь, лягушку и 5 стрел. Советник Гобий разяснил Дарию смысл этих подарков: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не ускачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». В действительности, Дарий спасся бегством.