Религии в мире. Тенгрианство



s-135

Тенгрианство было религией древних тюрков. Она бы. основана на культе космического божества Тенгри. Сло) «тэнгри» было прочитано на тюркском алфавите, которь был назван орхоно-енисейским. Существует еще версия, ч Тенгри состоит из двух слов «тан»-рассвет и «ра»-солн1 Лишь отголоски этой религии доходят до нас. Китайские и точники отмечают появление у тюрков культа Тенгри в V – вв. до н. э. Другие источники отмечают появление тенгр анства за несколько тысячелетий раньше. Тюркские наро; слово Тенгри произносят по разному диалекту «Тэшр, Тэ гер, Тура, Даньир, Дандыр, Донар». У тюрков был Бурхг посланник Тенгри. По представлениям древних тюрков, в сущее подвластно Тэнгри – воплощению небесного начат создателю вселенной, духу Неба. Небо считалось отцом, зе ля – матерью. Бог у тюрков может быть добрым и строги спасающим и карающим, бог всевидящий, всезнающий. Е благость и наказание зависят от поступков самого чело! ка. Великий Тенгри учит, что каждый человек сам, свои! руками творит для себя рай или ад. Все зависит только него самого, от его поведения и поступков. Поэтому тк ки ценили в человеке, в первую очередь, его поступки, что он сделал благое, вовсе не красивые слова. Ложь и Щ дательство считались по канонам древнетюркской религии оскорблением естества. Люди, причастные к предательству, не должны жить и иметь потомков (Чингисхан предателей уничтожал весте с потомками, то есть очищал нацию от гнилых потомков). В культуре Алтая Умай-женское начало, при помощи Умай Тенгри проявлял свое божественное милосердие: посылал людям урожай, благополучие, достаток. Тюрки изображали ее с младенцем в руках. Изображение Умай археологи находили на Алтайских памятниках.





Естественно, тюрки владели теологическими знаниями, молитвы во имя бога читались на своем тюркском языке. В IV в. закончилось господство Рима и античная эпоха в Европе, ее сменило Средневековье, на смену тюркского единобожия Тенгри пришли новые религии: буддизм, христианство, ислам и другие религии, основанные на тюркском единобожии. М. Аджи в книге «Азиатская Европа» приводит любопытные сведения. Первые христиане в Европе с 312 г. читали христианские молитвы на тюркском языке, обращаясь к тюркским иконам (айкене), вплоть до VIII века. Первые эпископы и папы были тюрки, получали сан и благословление у тюркских священников, у тенгричи и камов в г. Дербенте. С IV в. там размещался Патриарший престол христианских Церквей. У «ханифов» (тюрков) европейцы учились вере в Бога небесного и обрядам его почитания. Позже Тюркскую веру назвали ересью, ее последователей – еретиками. Произошло многовековое гонение Церкви на веру тюрков, обьяв-ленных, со времен инквизиции, «еретическими».

Символом духовной культуры тенгрианства был равносторонний крест, знак назывался «Аджи». Равносторонние кресты из золота или железа археологи часто находили в захоронениях тюрков. Именно тюрки-гунны на своих знаменах принесли в Европу крест. Ныне известно по раскопкам Аркаима символ крест существовал у древних тюрков, который перешел к хрестианской религии. Как ни странно, у тюркского, ныне казахского племени керей с древних времен крест является гербом (танба). Крест был обозначен на знаменах гуннов, а затем перешел на знамена Константина. Как уже отмечалось, крест имеется и на шанраке юрты. Килисы (Храмы) тюрков появились в Европе в годы Великого переселения народов, крестообразные в плане (по раскопкам). Тюркские племена, по сведениям М. Аджи, по разному обращались к богу: Тенгри, Бога (Божат), Ала (Алла, Элой) Ходай (Кодай, Кудай), Гозбоди (Господи).

У древних якутов слово «Худай» существовало раньше чем «Кудай» у персов. Это доказывает, что это слово тюрское. Божеству приносились жертвы в виде забоя скота, читались молитвы. Целью моления было выпрашивание урожая, благополучия скота, здоровья, разума людей, помощи в справедливом деле. Видимый мир тюрки называли «Иер Суб» «Земля-Вода» подчеркивалось ее центральное положение в жизни человека, каждый чтил свою Землю-Воду (Родину) как божество и оберегал, как нечто святое. Р. Н.Безертинов из орхонской надписи в честь Тоньюкука приводит такие слова: «Тэнре, Умай (богиня), священная Йер-Суб» – вот они, надо думать, даровали победу». Отсюда, очевидно, происходит Су йер, Сумер и Шумер как божество. По сведениям М. Аджи куличи, крашенные яйца, новогодняя елка, дед мороз – все это прежние атрибуты Тенгрианства, но они имели несколько иное значение. Праздник тюрков «Нардуган» начало увеличения дня 25 декабря – почему-то в средневековой Европе стал праздником рождества Христа. Хотя день рождения Христоса до сих пор вызывает споры среди служителей религии. Обряды Тенгрианства тюрков вошли затем в Христианскую религию, но с последующим изменением содержания.

Древние норманы так же исповедовали тюркское Единобожие. Тенгри они называли, как чуваши и хакасы, Донар, Дангыр, Тор. С приходом других религий Тенгрианство стало вытесняться, а затем было официально заменено новыми религиями.

Достоинство Тенгрианства заключалось в том, что верующий тюрок осознавал, что перед Тенгри он лично сам в ответе за свои поступки. Он не вымаливает свои грехи, он отвечает за них. Он может только просить о помощи Тенгри за свои благие намерения. Тюрок верит в Тенгри, божества и духов своих предков, что они помогут ему, при его хороших поступках и намерениях, а потому он готов их совершать, он движется к прогрессу. Тенгрианец не живет указаниями священнослужителей, смирением, покорностью в ожидании конца света и прихода рая, он в движении и рай создает себе сам. Вера в Тенгри толкает тюрка на созидание, охрану священной Земли-Воды, окружающей среды. Вера в Тенгри у тюрка подымает дух воинственности, благородства и покорения любых препятствий на благо и созидание. Этот дух передавался покоренным народам, тюрки пользовались уважением у других народов за их справедливые поступки, это было заложено в их вере. Тенгрианство, сыграв свою роль в создании и укреплении новых религий Буддиза, Христианства и Ислама, исчезло из религиозного лексикона.

Религия Тенгри сохранилась только у малых народов: якутов, алтайских тюрков, телеутов, тунгусов и других племен. По словам Ж. Жакупова (кн. «Шалаказак»): «Подобно японцам, соединившим буддизм и синтоиз, казахи создали собственную исламо-тенгрианскую традицию». Казахи сохранили многие традиции и ритуалы из Тенгрианства.