Расслоение в кругах интеллигенции



b-144

Постепенно, однако, по мере обострения классовой борьбы и поляризации политических сил в стране в кругах интеллигенции также наметилось глубокое расслоение. Значительная часть демократически настроенных представителей культуры, науки, технической мысли под влиянием могучего движения масс и опыта Советского Союза, в частности успехов первой пятилетки, приходили к выводу о том, что кризис буржуазной цивилизации имеет социальный характер и может быть ликвидирован только коренной революционной перестройкой общественных отношений в рамках демократии. В то же время другая часть объявляла корнем зла саму человеческую природу, торжество худших черт которой стало неизбежным в условиях «индивидуалистической» буржуазной демократии. Эта группа искала выхода на путях установления диктаторской «сильной власти», якобы единственно способной твердой рукой восстановить «порядок», покончить с несправедливостями капитализма, обеспечить первенство общего интереса над частными эгоистическими побуждениями. В конечном счете эта фракция пришла к оправданию и превознесению фашизма (Жан-Пьер Максанс, Тьерри Мольнье, Жорж Блон, Дриё ля Рошель, Альфред Фабр-Люс, Бертран де Жувенель и др.).





Острие своих атак она направляла прежде всего против парламента и его неотъемлемой составной части – многопартийной системы. Само понятие политической партии клеймилось и высмеивалось как синоним грязного политиканства, компромисса с совестью, развращающего и порабощающего личность. Идеалу демократии – воле большинства граждан, презрительно именовавшейся слепым «законом численности», противопоставлялось понятие руководящей роли горстки «избранных», «элиты». Место культа разума, традиционного для Франции со времен великих просветителей XVIII в., занимала апология интуиции, мистической веры, которые толковались как надежное противоядие от бездушного конвейера буржуазной цивилизации. В ноябре 1933 г. журнал «Ордр нуво» опубликовал приветственное открытое письмо Гитлеру, в котором говорилось: «Ваше дело полно мужества и величия» (!). Дальше идти было некуда.

В качестве решения назревших проблем журнал «Ре-аксьон» призывал к «реакции в политике против демократического упадка», созданию децентрализованного государства, опирающегося на корпоративную организацию профессий и цементированного «христианским порядком». К подобным рецептам, явно почерпнутым из ветхого арсенала «Аксьон франсэз», добавлялись несколько более модернизированные проекты внесения «планового начала» в экономику, иными словами, призывы найти выход из кризиса на рельсах государственно-монополистического капитализма.