Раскол гуннов



В 46 г. в Хунну вспыхнула гражданская война, которая привела в 48 г. к расколу. Образовалось две державы: Южное Хунну, довлеющее к китайцам, и Северное Хунну, свято хранящее степные традиции. В 89-91гг. Северные хунну (кунны) окончательно были разбиты китайскими войсками, часть ушла на запад в Канпой и создала там государство Юе-

Бань, на северо-западе от усюней. Их прежние земли заняли сяньбинцы, оставшиеся хунну(сюнну) подчинились китайцам, смешались с сяньбинцами (вероятно, они и стали в XII-XIII тюркскими монголами).





В 93 г. северная держава Хуннов, по словам Л. Гумилева разделилась на 4 части: одна подчинилась и перемешалась с сяньбинцами (предки монголов); другая поддалась Китаю; третья – «неукротимые» – отступила с боями на берега Яика (Жаика) и Итиля (Волги). Прибыла туда к 158 г., и до 350 г. (около 200 лет) сведений о них не было. В Середине IV в. Неукротимые хунны, ушедшие в Европу, создали государство, их там стали называть гуннами. Они держали Европу под контролем почти 90 лет, а их потомки – более 300 лет. Конечно же, за многие века гунны Европы изменились и отличались от хунну Модэ и Ляошаня и гуннов Азии. Гуннские завоевания в Европе оказали колоссальное влияние на Великое переселение и образование новых племен и народов во всей Европе. Первый автор, описавший гуннов Европы, был греческий солдат Аммиан Марцелин.

Другим новым этносом от гуннов были племена шато, их потомки онгуты.

Четвертая укрепилась в горах Тарбагатая, Саура и бассейна Черного Иртыша, Впоследствии она захватила Семиречье и территорию Джунгарии. Похоже, из этой части гуннов позже образовались казахские племена. Гунны стали осваивать новые земли на запад вплоть до Каспийского моря и р. Волги, нужны были пастбища для скота. Историк Клавдиан (IV-V вв.) писал, что гунны находятся восточнее скифов (саков), укрепились в горах Тарбагатая и Саура, а потом захватили Семиречье и Джунгарию. Последние оказались наиболее долговечными, позже из них образовались новые этносы куны, огузы, кимаки, кыпчаки, аргыны и другие племена, жившие на территории Дешт-и-Кыпчак. Часть из них в XI веке переселилась в Причерноморские степи. Их на Руси стали называть узами, аланами, аварами, печенегами, половцами. Часть ушла на Юг к китайской стене, поселилась в Ордосе, на склонах горы Иньшаня. Часть гуннов переместилась на север к подножиям Тарбагатая, Саура и Джунгарского Алатау.

Южные хунны были обречены. В 215 г. китайцы упразднили пост шаньюя Южного хунну и назначили своего наместника. Держава хуннов перестала существовать. Гунны вождям племен и родов стали давать клички: Богра (Бура-верблюд), Арслан (Арыстан – лев), Кок беру (Кок 6epi – серый волк). Ку (Ку – хитрый) и другие. Одним из оружий у гуннов была веревка с петлей(у казаков – бугалык).

s-139

Так, Шахмурат Куанганов приводит убедительные доводы по названиям племен гуннов, по диалектам их называли оргун, орхон, орхун; отдельных гуннов (дара гун) – даргун, даргин, таргин (у казахов имеется эпос «Ер таргын»); почетных гуннов (тордеги гун) – торгуй, таргун, таргунтай, таргитай(имя Геракла), ближних гуннов (берги гунн) – бур-гун, баргын, барын (возможно 6ip гун-единый гун), которых в Европе называли бургунами, а орду Бургундией; честных, гордых, а возможно, дальних гуннов (аргы гунн) – аргун (появились этнонимы аргон, аргин), или акгун (их называли эфталитами в смысле честный, белый гунн). По цвету называли: желтые гунны (сары гун), бурые гунны (торы гунн) или (торгуй).

Китайские историки Сыма Цянь, Бань Гу и другие писали о хуннах с уважением и отмечали у них наличие традиций, способности к восприятию чужой культуры, наличия многих людей с высоким интеллектом. Хунны (гунны) имели свою кочевую культуру, аналогичную сакской, которая не уступала культуре соседних этносов и существовала параллельно китайской, иранской, эллино-римской и др. цивилизациям. Украшения, как и у саков, имели «звериный стиль». Все они почитают солнце (кун). Мавзолеи у гуннов типа «дын». Известны подобные мавзолеи Козы Корпеш – Баян Суду, Дом-бауыл, Теке. Ее батыра.

Древние гунны имели религию, состоящую из основ Синтоизма (поклонение духам предков) и основ Тенгрианства (поклонение вечному синему небу).

Об истории гуннского периода говорится в поэме о любви «Козы – Корпеш и Баян Сулу». Хунны (Гунны) имеют единые корни с тюркскими народами, одними из потомков их являются современные казахи, киргизы, турки и другие. Многие историки жестокость гуннов относят к их происхождению. Согласно легенде, предок вскормлен волчицей. По преданиям казахов, дух человека может перевоплощаться в иное. Возможно, дух родоначальника Гунна мог перевоплощаться в волка, и поэтому его рождение связывают с волком. В частности, казахи в Карагандинской области рассказывают легенды, будто дух родоначальника Кернея виделся в виде волка, сам он имел прозвище «Кек 6epi», что означает серый волк. У предводителя войск Жарылгапа батыра – в виде орла, у Казыбек – бия – в виде медведя, у предводителя Жидебай батыра – лисы. Дух Жидебая в виде лисы видели многие охотники, живые и ныне, близ райцентра Шетского района(Казахстан), где покоится его тело. По рассказу двоюродного брата Фазыла Абиева. Как-то, он безуспешно с гончими собаками пытался поймать странную лису, не зная, что это был перевоплощенный дух Жидебая. Он узнал об этом от знакомого ему охотника.