Письмо Тодора Живкова в ЦК ДКСМ



a-76

Был поставлен вопрос о превращении образования во всенародное дело, что должно было иметь два аспекта: активное вовлечение трудящихся в управление процессами обучения путем создания системы общественно-государственного руководства образованием и участие всех органов управления, экономических организаций и т. д. в создании для системы образования современной материальной базы. Все это свидетельствовало о дальнейшей демократизации образования в Болгарии. Сразу же после Пленума ЦК БКП была разработана общенациональная программа выполнения его решений. В округах принимались комплексные региональные программы развития образования до 1985 г., а в некоторых местах и до 1990 г. Развернулось всенародное движение за создание материальной базы обучения в связи с 1300-летием болгарского государства. Осенью 1979 г. начались выборы школьных настоятельств, на собраниях и конференциях формировались новые советы народного просвещения. Была создана стройная система управления образованием на государственно-общественных началах. 12 и 13 мая состоялся Первый съезд работников народного просвещения. Его главной целью было обсуждение установок партии в области образования и разработка планов их выполнения. Съезд принял Хартию болгарского учителя, в которой выражалось уважение болгарской об-33 Р. ботническо дело, N» 165, 13 юни 1980. щественности к этой высокоблагородной, требующей самоотверженного отношения к делу профессии, давалась оценка ее места и роли. На съезде был избран Высший учебный совет – наивысший исполнительный орган в стройной иерархии общественно-государственного руководства делом народного образования в Болгарии. После апрельского Пленума ЦК БКП партия дала ясную и полную оценку возрастающей роли культуры на этапах строительства развитого социализма и перехода к коммунизму. Одной из главных тенденций в развитии культуры была интенсификация процесса ее демократизации, приобщения широких народных масс к ценностям духовной культуры. Этому способствовало и введение пятидневной рабочей недели. Усилилось стремление трудящихся к ознакомлению с произведениями литературы и искусства, повысились их критерии и взыскательность – высокий уровень произведений болгарских деятелей культуры стал основным условием их признания народом. Важным свидетельством массового приобщения трудящихся к искусству и литературе стали проходившие с большим успехом разнообразные праздники культуры во всех 28 округах страны. Некоторые из них получили международное признание, такие, как Сливснские огни, Мартовские музыкальные дни в Русе, Софийские музыкальные недели, дни лауреатов им. Кати Поповой в Плевене, Праздники юмора в Габрово, литературные праздники "Южная весна" в Хасково и др. Большое значение приобрели и некоторые общенациональные мероприятия, такие, как Неделя детской книги, песни и музыки, в ходе которых десятки болгарских писателей, композиторов и театральных деятелей встречались с детьми. Все шире развертывали свою деятельность и традиционные очаги массовой культуры – читалишта и дома культуры. Партия проводила политику поощрения и стимулирования развития социалистической культуры, сплочения деятелей культуры, вдохновляла их на создание серьезных произведений, нужных народу, способствовала созданию хорошей творческой атмосферы, высокой принципиальности и взыскательности, ориентировала всех на борьбу с попытками подавить критическую мысль.