Образовательный охват детей



a-50

В 1979/80 учебном году в детских садах находилось 420 тыс. детей. В 4300 учебных заведениях обучалось 1454 тыс. учащихся под руководством 94 207 учителей и преподавателей 2 9. Массовое распространение получило обучение в течение всего дня – в группах продленного дня и полуинтернатах, которыми в 1977 г. было охвачено 442 280 учеников, преимущественно из младших и средних классов. С ними занималось 15 тыс. учителей. Значительные успехи были достигнуты и в области высшего образования. Сейчас в Болгарии имеется 28 вузов, в которых обучается около 90 тыс. студентов. Помимо столицы, высшие учебные заведения есть еще в 11 городах. В 70-е годы в Болгарии ежегодно заканчивали высшие учебные заведения 13-18 тыс. студентовЗО. в результате число лиц с высшим образованием составило в 1980 г. 280 тыс. чел. 31 По количеству студентов на 10 тыс. населения и числу специалистов с высшим образованием Болгария находится на одном из первых мест в мире. Большое внимание уделяется улучшению и совершенствованию системы высшего образования. Разработаны новая номенклатура специальностей и новые учебные программы. Укрепилось общественное начало в управлении высшей школой. Повысилась роль вузов в научной деятельности. Усилились интеграционные процессы с вузами СССР. В целом 26 высших учебных заведений поддерживают прямые связи с 66 советскими вузами, а Софийский и Московский университеты полностью согласовывают свои учебные планы. Улучшилась материальная база. В конце 1975 г. софийские студенты получили уникальный комплекс – студенческий городок имени Христо Ботева. В нем созданы прекрасные условия для жизни, учебы, спорта и отдыха для 20 тыс. студентов и их детей. Болгарская высшая школа приобрела значительный международный авторитет. В 70-е годы в НРБ училось от 2 до 3 тыс. студентов из 100 стран32. Болгарский диплом о высшем образовании получили более 3500 иностранных специалистов. Но именно в сфере материального производства после того, как был взят курс на резкое повышение общественной производительности труда, особенно ярко проявилось отставание современного образования от требований научно-технической революции. Не был решен вопрос о создании единого среднего политехнического училища, возникло искусственное противоречие между общеобразовательным и профессиональным обучением. С одной стороны, общеобразовательная школа не обеспечивала достаточной производственно-профессиональной подготовки. Она была нацелена исключительно на получение учащимися в дальнейшем высшего образования. В школе усиливались элементы формализма, погоня за баллами. Наряду с серьезными пробелами в изучении некоторых основных отраслей современной науки учебный материал был перенасыщен огромной информацией, что вело к перегрузке учеников. Среди некоторой части молодых людей, окончивших общеобразовательную школу, наблюдалось нежелание работать в сфере материального производства. Серьезные недостатки имелись в программах и профессиональных училищ. Те же трудности существовали и в вузах – отрыв от проблем современного производства. Проходило несколько лет, прежде чем молодой инженер становился полноценным участником и настоящим руководителем производственного процесса. Партия и правительство вовремя обнаружили назревающие противоречия и начали искать пути и средства к созданию системы образования нового типа.