Монголы



s-206

Историк XVII века Абулгазы утверждает, что первопред-ком всех тюркских племен был древний Тюрк, одними из потомков которого, по сведению историка Абылгазы, являлись родоначальники – братья Татар и Монгол (Мыцол или Му-гул), соответственно им называют татарские и монгольские племена. Установлено, что древне монгольский и тюркский языки имеют одну алтайскую языковую группу и друг друга свободно понимают, очевидна родственная языковая связь. К монголам относятся племена: тайджуиуты, сальджуиуты, хатагины (катаган – древнее племя, входит в состав казахов), дурбены и икрасы. Ныне название монголов приняли племена баргут, ойраты и другие тунгусо-маньчжурские. Они не признают Боданчара за своего древнего предка-монгола, ибо не относятся к монголам (мугулам) Боданчара. Вначале эти племена жили на территории Джунгарии, а затем перебрались в Монголию и стали называть себя монголами по названию территории. Монголы, как и казахи, выращивают табуны лошадей, едят конину, делают кумыс. Жили они родовым строем: ирген (племя), обок (родовая структура), ясун (часть рода). Имелись деления: ноят (ноян по-казахски) – знать, харачу (кара по-казахски) – черная кость, улуг (уру) – род. Кият – борджигины, из племени мугулов кочевали в основном у святой горы Бурхан – Халдун, хотя эти земли принадлежали племени урянхайтов. У монголов, так же как и у казахов, отчий дом со всем личным имуществом доставался младшему сыну. К нему присоединялось прозвище «отчигин» (у казахов «ошаг есы», у русов владелец очага, отсюда отчизна). Главным божеством у монголов, как у тюрков, было синее небо – Тенгри, к другим религиям они были терпимы и безразличны. Верующими несторианами (тенгрианского толка) были найманы и кераиты, которых порой принимали за греческих христиан. Одновременно была вера в духов предков и верховных божеств: Этугену – владыке земли, Сульде – богу войны.





В 155г. из племени сяньби (предки монгол) появился новый лидер Таншихай. Он создал гигантскую державу, не уступающую империи Хунну. Он умер в 181 г., его держава, державшаяся на личном авторитете, тут же распалась. Не оказалось достойного преемника. В китайских летописях VI века упоминается о племени Мэн-гу, входящую в народ ши-вэй. Рашид ад-Дин не считал мугулов отдельным народом, а относил его к одной из групп тюркских племен, которые населяли Великую степь от края и до края (скорее от моря и до моря).

s-262

В VI веке Борте-Чино с супругой Гоа-Марал с местности Эргунекуна (по предположению местность находится в Средней Азии) прибыли на р. Онон. По сведеним Рашид-ад-Дина с Эргунекуна на Бурхан халдун поселились следующие племена: нукуз, урянкат, хунгират, икирас, олхонут, коралас, элджигин, кункулаут, ортаут, килингут, усун, баяут, сулдус, илдуркин, ортаут, кинчит. Они образовали группу монголов дарликин. Исследователь К. Закирьянов установил, что они все относятся к тюркским племенам. Потомком его был Добун-Мерген с супругой Алан-Гоа (Аланко), от которой появились, кроме имевшихся двух сынов, еще три «небесных» сына, которых стали относить к монголам-нирунам. По свде-ним К. Закирьянова (кн. Тюркская сага Чингисхана) трех последних внебрачных, небесных детей Алан-Кда звали: Бугы Цатак – родоначальник племен катаган (они входят в состав Старшего жуза), Бука Салжи – родоначальник знаменитых турков – сельджуков, Бозаншар (Боданчар) от которого вышел род Чингисхана

От легендарного Боданчара, одного из 3 сыновей, родившихся от призрака, приходящего ночью сверху юрты, сформировался этнос родоначальника Бодончара. Одним из правнуков его был Хайду, родоначальник и вождь родов ноянкин, тайджут, аралуд, куят (кыят) – гергес (род Чингисхана), ха-бурход, сунид, хонгхотан и оронар. Последним ханом монголов был Елхан, который потерпел крупное поражение от татар. Живыми остались его сын Кыян и сын младшего брата Нэкуз. Позже потомков Кыяна стали называть кыятами, а потомков Нэкуза – дарлекинами. Кстати, в Хорезме имеются города Кият и Нукус, похоже, есть какая-та связь с именами Кыян и Нэкуз. Боданчар (10-ый предок Чингисхана) был рыжеволосый и синеглазый («борджигин»).