Конец господства арабов



s-263

В 866 г. тюркские наемники взяли Багдад и сменили халифа на своего ставленника. Это был конец господства арабов. В X веке в районе Тараза и Исфитжаба «ислам» насаждали саманидские завоеватели. Богатый Саманидский эмират пал в 999г. Их покорили племена ягма и чигил. Хотан и Кашгар захватили карлуки, а Хорезмом овладели канглы (печенеги). Арабы и персы в своей стране оказались бесправными. В IX-X вв. Степь между Алтаем и Каспием стала полем постоянного столкновения 3-х этносов: гузов (огузов), канглов (печенегов) и куманов (кимаков и кыпчаков). Большая часть территории Центрального Казахстана и река Урал были заняты кочевьями канглы, кыпчаков и огузов-туркмен. В X веке в долине Сырдарьи возникли города Туркестан, Отрар, Сауран, Янгикент, Сыгнак и др. Центральные и Западные области были заселены тюркоязычными племенами. В истории их называли общим названием кыпчаками, занятая ими территория носила название Дешт-и-Кыпчак.





Часть кочевников (найманы, кереи) приняла из Сирии религию несторианства, а часть – буддизм из Тибета, уйгуры – манихейство. В сферу тюрок проникла арабская письменность. На юге вероучение проводил проповедник Ходжа Ахмед Ясави. Он родился в 1103г. около нынешнего г. Сайрана, переехал в г. Яссы (близ современного г. Туркестана). В г. Мерве он изучил богословские науки, распространял суфизм, имел учеников-мюридов, создал сборник нравоучительных сочинений «Диван и Хикмет». Он умер в 1166г. в возрасте 63 лет. (В XIV в. Тамерлан перенес его тело в г. Туркестан и воздвиг над его могилой известный мавзолей Ахмеда Ясави). В начале XII века, по сведениям араба Ша-рафа ал-Марвази, происходило новое переселение: каи напали на кунов, куны (возможно, потомки хуннов) двинулись на земли шаров (сары), те переместили туркмен, туркмены переместились на восточные земли гузов, гузы (огузы) переселились на земли баджнаков, канглов (печенегов), поблизости от берегов Армянского моря (Черное море).

В 1072 г. кашгарец Махмуд Кашгарский писал историю о тюрках на арабском языке, отмечая своеобразные наречия племен аргынов, кыпчаков и др. Свой труд «Диван лугат ат-турк» посвятил Аббасидскому халифу ал-Мухтади (1075-1094), который одержал победу над иранской династией Саманидов. Этноним «турк» ал-Кашгари связывает с именем Турка (Тюрка), сына (потомка) Яфета. Однако слово турк в истории общепринято называть тюрк. Тюрки во времена ал-Кашгари, принимая Ислам, продолжали поклоняться Танри (Тенгри), произнося его на «арабском» как Аллах. Кашгари отмечает культуру, силу духа, воинственность тюрков. Он представлял миру тюрков как народ, избранный Всевышним для управления миром:…Аллах Всевышний вознес светило Удачи к созвездиям тюрок, царство их расположил среди небесных сфер, назвал «ат-тюрк» (в смысле верховный тюрк) и наделил могуществом, сделал Правителями Века и вложил им в руки бразды правления миром, возвысил над людьми, усилил тех, кто был им близок и предан, направив к истине». Кашгари подчеркивает избранность тюрок перед Аллахом, который предопределил тюркам судьбу народа-воина, божьей лестницы, вершащей судьбу целых народов. Он пишет: «Аллах Великий и Всемогущий сказал, что у меня есть войско, которое я назвал «ат-тюрк» и расположил на Востоке. Если я разгневаюсь, на какой либо народ, я подчиню его им». Кашгари был недалек от истины. Не случайно, в Европе войска гуннов Атиллы называли «Божьим бичем»!

s-21

В то же время ал-Кашгари о тюрках говорит, весьма, лестно: «…Им присущи добродетель, красота, изящество, благопристойность и учтивость, уважение к старшим и верность слову, скромность, гордость и бесстрашие – всего, что достойно похвалы, и не счесть!»

Это подтверждается и событиями истории. Тюрки с X в. до н. э. по XVI в. были воинственными и господствующими племенами как в Азии, так и Европе. В VIII-II вв. до н. э. господствовали саки и скифы, они наводили свои порядки на Юге Азии, в Иране, Индиии и Европе. Во II вв. до н. э. и до V в. – гунны, VI-VII вв. – Тюркский Каганат. В VIII-IX-XI вв. господствовали поочередно в Европе тюркские племена: огузы, хазары, аланы, авары, печенеги, половцы и др.. И, наконец, с XIII по XVI вв. господствовали тюрко-монгольские племена во главе с Чингисханом и его потомками, в том числе Батый хан господствовал в Европе во главе с Золотой Ордой. Великий тюрок Чингисхан был признан человеком II тысячелетия. Его считали завоевателем. По сути, он был обьединителем всех тюркских племен в единый народ, создателем единого Монгольского (Тюркского) государства на территории Азии и Европы.

Его дети и потомки господствовали в Азии, Европе, в Китае, Индии, Иране. В Египте также господствовали тюрки-мамлюки, а в Средней Азии, на Среднем Востоке и Индии – тюрок эмир Темирлан и его потомки.

Именно среди тюрков были великие полководцы, известные в мире, такие как: Модэ, Атилла, Истеми, Карахан, Огуз, Осман, Аспарух, Чингисхан, Батый хан, Бейбарс, Темирлан и многие другие.