Кино в Болгарии



a-149

Кино сохранило свое положение самого массового искусства, несмотря на все возраставшую конкуренцию со стороны телевидения. В 70-е годы количество кинозрителей за год составляло от 110 до 114 млн. В 70-е годы болгарской кинематографией производилось от 20 до 25 художественных, 30-35 телевизионных и свыше 500 короткометражных фильмов в год. По объему кинопродукции Болгария входит в состав 20 основных стран-производительниц, а болгарские киноленты демонстрировались в 80 странах. В мире проводятся недели болгарского фильма – по 10-15 в год. С конца 60-х годов болгарское кино находится на подъеме, о чем свидетельствуют не только многочисленные международные премии на кинофестивалях, но и оценки всемирно известных специалистов. Так, видный советский кинорежиссер Сергей Герасимов писал в 1974 г. : "Ныне болгарская кинематография – это большая кинематография, обладающая всеми правами и обязанностями крупного культурного явления, имеющего значение не только для внутреннего, но и мирового экрана"44. В 60-х и начале 70-х годов основную роль в киноискусстве все еще играли произведения на историко-революционную тему: замечательный фильм Методия Антонова "Козий рог", в котором нашло отражение тяжелое время раннего османского ига и который получил положительные отклики во всем мире, "А были мы молодые" Бинки Желязковой и Христо Ганева, "Наковальня или молот" Христо Христова, "Восьмой" Зако Хес-кия и др. Положительно были оценены публикой и некоторые фильмы на современную тему: "Белая комната" Методия Антонова, "Рыцарь без брони" и "Прощайте, друзья" Борислава Шаралиева, а фильмы "Отклонение" Гриши Островского и Тодора Стоянова и "Любовь" Людмила Стайкова получили высокие премии на Московском кинофестивале в 1967 и 1973 годах. С начала 70-х годов начался подъем в разработке современной темы – две трети художественных фильмов посвящались современности. Отрадно, что на эту тематику ориентировались не только опытные кинорежиссеры, но и представители среднего и молодого поколений: Людмил Стайков и Едуард Захариев, Людмил Кирков и Георги Дюлгеров, Иванка Грыбчева, Георги Стоянов и др. Появились волнующие кинопроизведения о современности – "Лучший человек, которого знаю" Л. Шарланджиева, "Необходимый грешник" Б. Шаралиева, "Бассейн" Б. Желязковой, "Авантаж" Г. Дюлгерова, "Мужские времена" Ед. Захариева, "Хирурги" Ив. Грыб-чевой, "Дерево без корня" Хр. Христова, "Перепись диких зайцев" и "Дачная зона" Ед. Захариева и др. К ним прибавились новые фильмы, получившие премии на национальном кинофестивале в Варне в 1980 г., – "Барьер" Хр. Христова, "Большое ночное купание" Бинки Желязковой. На кинофестивале в Дели в январе 1981 г. первую премию получил фильм Рангела Вылчанова "Лаковые ботинки неизвестного солдата". Успешно продолжала разрабатываться и историко-революционная тема. Среди многих удачных работ здесь выделяется получивший несколько международных премий фильм Людмила Стайкова "Дополнение к закону о защите государства", посвященный драматическим событиям 20-х годов.