Кимаки, кыпчаки



Вытесненные киданями куны и каи из Северного Китая произвели нашествие на кимаков, которые вступили в союз с кыпчаками. Они, в свою очередь, вытеснили огузов в Причерноморские степи. Огузы потеснили печенегов (беджне-гов и канлы). Огузская степь была переименована в Дешт-и-Кыпчак. От Алтая до Карпат раскинулась Кыпчакская степь, где большинство тюркских племен составляли кимаки и кыпчаки, часть которых жила на Западе, в Восточно-Европейской степи, вероятно кимаков в Европе называли куманами, команами, кипчаков – половцами. Родственные племена кимаков и кыпчаков, составлявшие единое государство, были сконцентрированы в центральных, северных и восточных областях Сарыарки нынешнего Казахстана. Образование Кимак-ской державы исследователи относят по времени к началу VIII в. Кимаки занимали современную западную Сибирь с центром на Иртыше. Кыпчаки в VIII-X вв. жили западнее кимаков, гузы (огузы) занимали степи севернее Аральского моря и Низовья Сыр-Дарьи…», т. е. жили западней кыпчаков. Предками кыпчаков, похоже, были племена теле, а затем в VI-VIII вв подгруппа «сеяньто». На рубеже VIII-IX вв. на территории северо-восточного Казахстана и юго-западной Сибири, в основном в Прииртышье, выдвигаются в лидеры тюркоязычные племена «кимаков». Предположительно, они переместились из территории северо-восточной Монголии. Кимаки создали крупное этнополитическое объединение. Китайцы сопоставляют их с племенем кумоси, состоящих из «си» и «каи», символизирующих культ змеи. Похоже, кимаки являются ветвью каи, близки к татарам. В этот период кыпчаки являлись западной ветвью Кимакского объединения. Западное Семиречье называли Аргу, страну между Баласагу-ном и Исфиджабом (Сайрам). Про его центр говорили как о городе «славных и благословенных тюрков-«чаруков»(сары уык-золотистая спица), Аргу-Талас-улуш (Улус Аргу из казахской энциклопедии древнее название Таласа). Вероятно, Аргу (Аргун) превратился в диалект аргын и является ветвью кимаков. Похоже, аргыны жили в этот период в районе Таласа. Этнополитическая история кимако-кыпчакских племен в IX-X веках связана с долиной Иртыша. В «словаре» М. Кашгарского из тюркских племен самым западным считаются печенеги, а к востоку от них – сары кыпчаки. На юге происходили столкновения кимаков-кыпчаков с хорезмийца-ми. На северо-западе на смену огузам пришли властвовать новые тюркские племена кимаков и кыпчаков, которые граничили с огузами по горам Улытау и реки Кенгир. Вождь кимаков носил титул каган. Кимакская федерация была мощным объединением племен, одно из которых составляли кыпчаки. Кимаки имели 16 городов, из которых 12 находились на Иртыше. По некоторым сведениям, кимаков и аргынов этого периода считают одним племенем, отождествляют с племенем «косог» (кос ок, означающий спаренную пулю или совместную силу). Похоже, кимаки, аргуны и ко-соки – близко родственные племена. Не исключено, косоки являлись ядром будущих казаков. Историкам следовало бы исследовать эту версию, ведь существуют на Кавказе термины «касак», «казахия». Учитывая, что под именем «Казак» обьединилось много родственных племен, думается, что все же существовал обьединитель, вождь и родоначальник по имени Казак. Тюркологи считают, что кимаки и косоги являлись тюркскими племенами, которые позже вошли в состав казахского народа. Часть кимаков вместе с кыпчаками ушла в Причерноморские степи, одним из известных там ханов кимаков в ХШ-м веке был хан Котян (Цотан в казахском диалекте). Кстати, в казахско шежире Кртан является вождем и родоначальником племени аргынов. Раздробленность кимаков по родоплеменному составу породила появление полусамостоятельных ханств, которые не всегда подчинялись центру (Орде).

В степях Сары Арки образовались две группы кыпчакских племен. Одна на территории западного Казахстана (зимовки на Сырдарье, а летовки в области Уральских гор). Другая – в центральном Казахстане от Иртыша до р. Чу (Шу) со ставкой в городе Сыганак.





s-81

В книге не известного автора «Худуд аль-Алам» отмечалась отдельная от кимаков кыпчакская область, в степях западного Казахстана и южного Урала, которые, свободно кочуя, перешли Волгу и заняли Причерноморские степи. В Орхоно-Енисейских памятниках, найденных по р. Тубе (приток Енисея), пишется: «Тенрим озук бизге бол, Идил жерим е менгу бол», что означает: «Небо, будь нам крышей, земля Идиля (Волга), будь нам вечной». Отсюда следует, что кимаки и кыпчаки поклонялись Тенгри.