Ислам



Ислам – покорность, одна из распространенных религий Единобожия. Основателем религии Ислам в VII в. является Мухаммед из Хиджаза (Западная Аравия). В результате Арабских завоеваний образовался мусульманский Халифат. Ислам исключает посредников между богом и верующим, факихи не являются носителями божественной благодати, у них нет исключительного права вести обряды, отлучать от общины или отпускать грехи. В этом имеется сходство с Тенгрианством. Коран – источник вероучения, наряду с ним существуют священные предания – «сунны». Древний Коран первоначально был написан письмом куфи коптами, арабской письменности тогда еще не существовало. Письмо куфи ученые связывают с письменностью династии Аршакидов, которая на Среднем Востоке ввела тюркскую культуру и тюркскую письменность. До появления новых религий Восток и Запад читали молитвы Единобожия на тюркском письме и на тюркском языке.

Слова Аллаха, положенные в основу новой веры Ислам, явились из уст Пророка Мухаммеда. В 615 г. Мухаммед отправил своих людей в Абиссинскую церковь, он обратился к абиссинцам Северной Африки, назвав их единоверцами. По вопросам, связанным с письменностью, пророк просил абиссинцев и коптов «помочь правоверным обрести благочестие» и помочь мусульманам. Мусульмане для утверждения себя начали создавать язык веры Ислама, добавляя к тюркскому языку слова и фразы кочевников – бедуинов с родины Мухаммеда (первоначальное мусульманство). После смерти Мухаммеда в 632 г. происходит раскол мусульманского сообщества на тех:





- Кто признает спасение посредством божьего предопределения (Суниты),

- Кто считает, что спастись можно через наследие пророка Мухаммеда (Шеиты).

Убийство Хусайна, внука шеита халифа Али халифом сунитом Иазидом отмечается ныне как траур по мученику «Ашур». Казахи суниты почему-то вносят свою лепту в порядке «ушур». Ученый Бируни пишет, что арабский воено-начальник Кутеба в Хорезме после захвата города в 712 г. приказал уничтожить людей, которые знали хорезмийскую письменность, писцов, священнослужителей других религий, сжег их книги и свитки. Однако, по сведениям М. Аджи, богослужебные книги, написанные на «древнем тюркском языке», не исчезли. Копии их хранятся в Армении, в Эрмитаже России, музеях и церковных библиотеках Азии и Европы как святыни христианской и мусульманской веры. Сохранились копии Древнего Корана. В Древнем Коране отдается должное «ханифам» (тюркам), открывших им истинную веру Единобожия. В IX веке в свет вышел научный труд Абу Ман-сура Мухаммеда ибн ал-Азхара ал-Азхари (891-981), «книга исправлений». Она способствовала развитию арабского языка и созданию арабского Корана. Арабский язык окончательно утвердился в X веке. По сведениям М. Аджи, экземпляр раннего Корана хранится в Эрмитаже России. Тюркский язык в связи с появлением новых религий стал постепенно исключаться из обихода. В XII в. Коран переписали с тюркского языка на арабский, сменили обряд.

s-169

С 1583 г. города Мекка и Медина, их комплекс мечетей со святым Каабом стали местом паломничества мусульман, центром хаджа. Ранние мусульмане ходили в Иерусалим, в священную мечеть Куббат ас-Сахра (Килиса-мечеть тюркского типа). В XVIII веке проповедник Мухаммед ибн аль-Ваххаба выступил против нововведений, вносивших разногласия в мусульманский мир. Ваххабиты призывали к чистоте нравов, к братству, к незыблемости прежних (тюркских) традиций.