Гуннская культура



Гунны выходцы из территории Древнего Турана как саки. Аркаимо-сынтастинская культура со временем перешла в андроновскую культуру, в свою очередь андроновская культура около I тыс до н. э. перешла в сакско-скифскую и гунскую культуры, затем в новую тюркскую культуру. При раскопках в 1998-2000г. древнего кургана у села Барель (бар ел – есть народ) в Восточно-Казахстанской области было установлено, что потомки повторили архитектуру кургана полностью схожей с архитектурой древнейшего Сынта-стинского кургана почти через 2500 лет. Только ювилирные украшения были выполнены из золота. В 2001т. В селении Ак-Алак в Горном Алтае при вскрытии кургана были обнаружены забальзамированные мужчина и женщина. Они выглядели так, словно только вчера их похоронили. Най-деные ювилирные украшения из золота, сырмак (коврик) с орнаментом и рисунком схожим с казахским сырмаком. При исследовании трупов они оказалис европоидами. Гунны согласно археологическим исследованиям также отностся к европеоидам. К III в. до н. э. хунны представляли собой внушительную силу. Контролировал и Великую степь от Алтая на западе до Большого Хингана на востоке и от Байкала на севере до китайских территорий на юге. Наряду с ними существовали родственные и соседние племена: юэчжи (потомки их согды), тагарцы (тугар) – динлины, тоба – табагчи, сиянби – сибир, кидань – китай и другие.

s-175





По сведениям китайских источников, в III в. до н. э. в Центральной Азии дунху были сильны, юечжи достигли своего расцвета, хунны находились на стадии становления. Сюнну упоминается в китайских династийных хрониках только в конце III в. до н. э.. Они проживали в северо-западных районах от Китая, восточнее юэджи, вели кочевой образ жизни. Во главе Хунского (Гунского) союза стоял вождь – «шаньюй». Историк Данияров расшифровывает «шан» как «шын» – истина, «юй» как «уй» – дом (по смыслу «властелин или глава дома, семьи»). В эпоху шаньюя Маодуня хунны на западе прогнали юэджи, на востоке разбили дунху, на севере – дин-линов. Хунны утвердили свое влияние на огромной территории Внутренней Азии, на западе до Джунгарии и Восточного Туркестана (оз. Лобнор), на востоке до р. Ляохе, на юге до Китайской стены, на севере до оз. Байкал. Китайцы для защиты от хуннов в 214 г. до н. э. стали возводить Китайскую стену. Строительство вала закончилось при китайском хане Чин Шахуане (первый Китайский император 246-210 гг. до н. э.) династии Цинь (Чин). Сами китайцы получили свое название от тюркской лексики «кытай» этнонима «кидань», а династию называли «Цинь» (вероятно, по имени императора Чин). «Чин», похоже, диалект от тюркского «шын» (истина). Сами китайцы себя называют «чино». Император Чин Шахуане нанес поражение хуннам, захватил южные области. Шаньюй Тумань(Туман) бежал на север в Халху. Часть Хуннов (гуннов) перемещается на Запад, оставшаяся часть усиливается и вновь ведет войну с китайцами и соседними народами. Началось брожение степных племен, входивших в состав гуннов. На западе активизировались юэчжи(похоже, потомки ариев). На востоке племена дунху (возможно, предки монголов), воспользовались ситуацией, напали на хуннов. В конце III в. до н. э у хуннов появился энергичный шаньюй Модэ (Мади, 209-174 гг. до н. э.), сын шаньюя Туманя. Модэ был заложником у юэчжи. Он сумел вернуться к отцу, который дал ему в управление тумен (10000) воинов. Он стал по новому приему обучать свои войска. Жестоко расправился с отцом и советчиками, развалившими державу. После модернизации и усиления своих войск при поддержке народа он разгромил племена дунху. Те потеряли всякую самостоятельность, раздробились на 3 племени: ухань, сяньби (монголы) и тоба. Затем Модэ пошел в 177 г. до н. э. на запад и нанес поражение Юэчжи, оттеснив их в Среднюю Азию, которые, в свою очередь, завладели территорией Греко-бактрийского государства и заложили там основу Кушанской державы.