География транспорта значение и перспективы развития



Развитие народного хозяйства и социалистического общества в ЧССР предъявляет все более возрастающие требования к транспорту и всем его видам. Значение транспортной системы растет пропорционально процессу расширения и углубления меж – и внутрирайонных экономических связей. В отраслях транспорта занято 383 000 человек, пли 5,3% общего числа работников народного хозяйства, а вместе с занятыми в области связи (почтовой, телекоммуникационной) эта доля равна 6,4%. Наиболее значительными видами транспорта являются автомобильный и железподороишый, в последнее время растет значение водного и трубопроводного транспорта. Уровень развития транспортной системы Чехословакии определяется, с одной стороны, природными условиями (особенно это относится к сухопутным и речному видам транспорта), с другой – общественно-историческими причинами.

К главным центрам страны: в Чехии – к Праге, Брно, Оломоу-цу, в Словакии – к Братиславе и Кошице – была подведена сначала сеть дорог, а позя? е и железных дорог. Однако, как видно из конфигурации сети железных дорог, главные линии в Чехословакии были ранее лишь отрезками больших магистралей, шедших в направлении столиц Австро-Венгерской монархии – Вены и Будапешта. Ориентация на основные центры республики усилилась в связи с ростом народного хозяйства Чехословацкой Республики, особенно много было сделано в период социалистического строительства. Этому способствовало и положение Чехословакии в самом «сердце Европы», которое определило во многом транзитный характер ее транспортной сети в направлении с запада на восток и с севера на юг.





c-17

Коммуникационная доступность транспортных узлов также во многом зависела от рельефа местности. Наличие благоприятных природных условий объясняет полярность двух главных транспортных узлов в Словакии – Братиславы на Подучгайской низменности и Дунае и Кошице на Восточнословацкой низменности и Горнаде. В Моравии главные линии также идут по долине реки Моравы (Бржецлав – Брно-Пршеров – Простеёв-Оломоуц) и далее через Моравские ворота (в Остраву). Прага имеет ярко выраженную радиальную структуру транспортной сети, обусловленную рельефом и направлением течения рек. Такая же структура сформировалась в Пльзене, Ческе-Будеёвице и некоторых других городах. Выгодное транспортное положение способствовало превращению их в значительные транспортные узлы.

Все указанные выше центры, областные города и промышленные районы в северной части республики очень хорошо обеспечены транспортной сетью, причем развитие транспорта оказывало и обратное воздействие на их хозяйственное развитие. Наиболее развита транспортная сеть в северных районах Чехии и Моравии – здесь она более густая и, следовательно, может лучше обслужвать внутренние связи.

Меньшая коммуникационная доступность и вследствие этого меньшая степень обслуженности внутренних связей характерна для гористой части Словакии, возвышенных районов Чехии и Моравии (например, Высокий и Низкий Есеники, Одерская возвышенность, Шумава и Пошумавье).

Особое положение среди транспортных узлов занимает Прага как центр производства и потребления. Главными транспортными узлами являются и все остальные крупные города Чехословакии: Братислава, Острава, Брно, Кошице, Пльзень, Оломоуц, а также крупные промышленные узлы на урбанизированных территориях, например Усти-над-Лабем – Мост, Градец-Кралове – Пардубице, Жилина.

Транспортной сети, особенно железным дорогам и автодорогам, за годы войны был нанесен значительный ущерб. В Словакии к концу войны было уничтожепо почти 1/2 полотна железных дорог и всех транспортных средств, большая часть железнодорожных мостов и туннелей.