География сферы обслуживания



c-132

Развитие сферы обслуживания, включающей торговлю и услуги, здравоохранение и социальное обеспечение, образование, культуру, физическое воспитание и спорт, свидетельствует о том, какую большую заботу проявляет социалистическое государство о каждом гражданине республики и обществе в целом. География сферы обслуживания территориально представляет собой сеть отдельных учреждений, соответствующих общественным потребностям и размещению экономической деятельности (социальная инфраструктура).





Торговая сеть и основные виды услуг удовлетворяют материальные потребности общества и каждого его отдельного члена. Их густота зависит от количества населения и типа населенного пункта. Районирование торговой сети и ее организация в торговые предприятия объединенного типа (промышленно-продовольственные магазины) в малых населенных пунктах либо в специализированные торговые точки в городах проводится на основе директив правительства, проделанных расчетов и накопленного опыта.

Торговая сеть в селах находится в ведении потребительских кооперативов с региональной организацией по областям, в городах в большинстве случаев – в ведении организаций государственной торговли. В торговле занята почти 1/10 работников народного хозяйства, что говорит о ее значении как связующего звена между производством и потреблением. Число точек розничной торговли насчитывает около 65 000, из них 2/5 занимаются продажей продовольственных товаров; в селах торговые точки имеют смешанный характер (1/5); 1/5 – это магазины самообслуживания, состоящие на 1/6 из продовольственных и смешанного типа магазинов. К розничной торговле относится и сеть общественного питания (42 000 ресторанов-столовых). Она распределена между кооперативными предприятиями (некоторый перевес) и предприятиями общественного питания.

Услуги, предоставляемые населению, могут быть либо платными, либо бесплатными. Платные услуги в большинстве случаев предоставляются предприятиями коммунальных услуг и производственными кооперативами (предприятия химчистки, ремонтные мастерские, квартирные услуги и т. п.). Их территориальное распределение, как и торговой сети, зависит от величины населенного пункта и его типа. Услуги, предоставляемые бесплатно – что типично лишь для социалистического государства, – это наряду с широкой сетью учреждений здравоохранения и социального обеспечения спортивные комплексы, дома отдыха, ясли, детские сады и школы, общественно-культурные центры и т. п.

Для предприятий социального обеспечения и здравоохранения характерна своя территориальная организация. Пункты здравоохранения находятся в селах, заводские пункты здравоохранения – на крупных заводах, в малых городах – поликлиники, в городах районного значения – больницы. Размещение спортивных и физкультурных организаций также имеет преимущественно местное и районное значение; это сеть спортзалов, стадионов, бассейнов и т. п., хотя здесь может проявиться и межрегиональное значение того или иного объекта вследствие географических особенностей местности (водный спорт, зимние виды спорта, туризм, альпинизм и др.).

Согласно разработанной в стране системе показателей урбанизированности оснащение населенных пунктов теми или иными видами услуг проводится с учетом типа и функциональности населенного пункта (местный, центральный, районный).