Этническое родство казахских племен



В истории принято слово «казак» (казах) считать собирательным словом, объясняя его как вольнолюбивый, свободолюбивый, белый гусь и т. п. Это название закрепилось за частью племен-кочевников Азии и Европы. Эта версия происхождения этноса казаков не убедительна. Тюркские рода и племена всегда именовались именами своих родоначальников, вождей, иногда наименованиями местности, но только не надуманными словами. Согласно родословной казаков, известен первый родоначальник Алаш как вождь шести, упомянутых в тексте, племен. Позже родоначальником и вождем племен становится внук (потомок) Алаша Казак. О существовании древних казаков сказано выше. С распадом Золотой Орды на территории Руси и на территории Улуса Джучи тюркские родственные племена (кыпчаки, аргыны, алшыны, найманы и другие) стали именовать себя «казаками» и объединяться. Однако факт, что в XV в. в Улусе Джучи после рапада Золотой Орды возродились Казакское ханство и казаки. В России возродились региональные самостоятельные тюркские обьединения (Орды, Улусы) сначала под названием половцев, затем казаков на Дону, Днепре, Волге, Уральске, в Сибири. В зависимости от местности, население стало называться донскими, днепровскими, волжскими, уральскими, сибирскими казаками. Это не ново, тюрк-сое обьединение происходило и ранее: к примеру Тюркский каганат (V-VIbb.), тюркские монголы империя Чингисхана (XIII в.), кстати, в него входило около 40 казахских племен согласно петроглифов отмеченных на одном из памятников Чингисхану. Именно все племена на территории Казахстана, чтившие родоначальника Казака, имевшими этническу близость, единый язык и культуру обьединились в один народ под названием «казак». Под именем Казака обьединились те же этнически родственные ордынские, казакские племена и в различных регионах России, которых стали называть затем «русскими казаками». Ведь не стали чуваши, башкиры, болгары и др. тюркские племена называть себя «казаками»! Кто были ордынцы Батый хана? Это те же казакские племена ар-гыны, кыпчаки, найманы, кереи, конраты, алшыны, серкеши, тама, дулаты, мангыты, присоединившиеся половцы, печенеги, хазары, и другие. Именно по этим племенам можно судить о населении казаков в XV-XVI вв. на территории Руси и Улуса Джучи. Судить о «русских казаках» только как о беглых славянских крестьянах, с учетом их малочисленности, абсурдно, когда самих чисто славянских племен на территории России было всего около десятка. Очевидно, провинившиеся беглые крестьяне вливались по неизбежности в среду гостеприимных тюрков-казаков и стали называться среди них «русскими казаками». Хотя они более соответствуют названию, как ныне казахи говорят, «казахские русские», живущие в Казахстане. Как бы там ни было, думается, казаки, русы (малороссы-украинцы), белорусы, русские и другие тюркские племена на Руси являются ближе родственными к казахам, чем другие европейцы с тюркскими корнями (болгары, венгры и др.). С советских времен, после принятия Конституции СССР в 1936 году казаки стали официально называться казахами. По сути, исторический этнос казак на русском языке как казак по чьему-то велению был выброшен из истории. Вероятно, это была негативная политика власти, и было сделано с целью отделения и стирания памяти о близости этнически родственных казаков Казахстана от казаков-ордынцев, или так называемых «русских казаков», проживающих в России. Их в России в разные периоды времени называли торками, печенегами, половцами, татарами, ногайцами, затем, обратив их в христиан, стали называть «русскими казаками» и, наконец, через определенное время их обьявили по национальности русскими. В течение 8-9-ти веков произошло полное отчуждение одного народа казаков на «казахов» и «русских казаков» или русских с разными культурами и языками. У нынешнего поколения русских и казахов память об этом стерта, даже возникла неприязнь. О родстве лишь говорят: «не может быть». Думается, что нужна новая Орда, Союз или иное обьединение. Народы должны быть вместе. Раскрыть этническую правду, знание этнического родства всегда сближает народы. И не надо казахам и русским отчуждаться, у нас общие предки – тюрки.

Схема родства нынешних племен казаков в Казахстане





Алаш

Кыпшак Хакас Казак Киргиз Каракалпак Сунак

Ак арыс(Ст. жуз) Жан арыс(Ср. жуз) Бек арыс (Мл. жуз)

Канлы Аргын (Жетиру) (Байуггы) (Алимулы)

Шанышкылы Найман Кердери Адай Каракесек Тарак

(Жансакал) Кыпшак Кереит Таз Карасакал Жалаир

Конрат Табын Жаппас Кете Мекре

(Меркит) Керей Тама Есентемир Торткара

Сиргели Уак Жагалбайлы Адаш Шомекей

Сары уйсин Таракты Телеу Тана Шекти

Албан Рамабан Байбакты

Суан Казыкурт

s-39

Дулат Мал кар

Шапырашты Шеркеш

Ысты Бериш

Ошакты Ысык

Шесть племен входят в группу племен Алаш, которые объединялись под именем родоначальника и вождя Алаша. При этом названия племен могут быть из разных периодов и поколеней.

Племена от родоначальника Казака происходят от трех родоначальников-потомков Казака: Акарыс, Жанарыс, Бека-рыс. Не исключено, что они могли быть и братьями.

Их потомки могли объединяться в Жузы (регионы) с названиями Старший, Средний и Младший, соответственно старшинству потомков-братьев. При этом в Жузы объединялись родственные племена с названиями родоначальников из различных поколений, помня о своих древних предках. К примеру, некоторые племена из Старшего Жуза сохранили древние названия Канлы, Шанышклы, другие из средних веков – Жалаиры, Меркиты, последующие поколения именовались новыми названиями по именам новых родоначальников Шапырашты, Ысты и другие. То же происходило и в других жузах. В Среднем жузе имеются племена древние Аргуны (Аргыны) в Младшем жузе – древние Алшины. В этом особенность тюркских племен. Какими бы новыми именами племена ни назывались, в народе всегда помнят имена своих более древних родоначальников и вождей. Ниже более подробно приводятся некоторые ныне существующие племена, относящиеся к нынешним казахам, к древнему предку Казаку из улуса Джучи.

Что еще любопытно письменность казаков существует с древних времен, племена имеют свои родовые знаки (гербы). По словам Б. Адилова, каждый знак (тамга) означает Букву алфавита, ими вырублены надписи на Орхоно-енисейских камнях.

Кроме того, он утверждает, что современный латинский шрифт в своей основе имеет графику казахских родовых знаков(тамга). В частности: Z – тамга племени жаппас, А – адай, Т – торткара, L – сикым, D – тана, I – канглы, S – таз и т. д.

Возикает естественный вопрос, Сами, латинцы из каких племен происходят?