Электрификация железнодорожного транспорта



c-110

Коренные изменения в развитии железнодорожного транспорта ознаменовала электрификация, начало которой в широких масштабах было положено только при народной власти (к 1950 г. было электрифицировано лишь ИЗ км, а к 1980 г. – уже 3034 км). Прежде всего электрифицировались наиболее грузонапряжениые участки, то есть по которым осуществляется основная часть всех перевозок. Электрификация железнодорожной сети преследовала цель повысить в масштабах всей страны степень обслуженности внутренних связей линиями магистрального типа и сделать более доступными для транспорта наиболее значительные железнодорожные и промышленные узлы.





Первой была электрифицирована главная широтная магистраль, обеспечивающая перевозки бурого угля из западных районов республики и сырья из СССР и из восточной части страны. Начинается она в Подкрушногорье, в районе добычи бурого угля, затем проходит по правому берегу Лабы: Тршебупшце-Мост- Усти-над-Лабем-Нимбург (подсоединение к Праге) – Колин – Ческа-Тршебова-Пршеров-Границе в Моравии (из Границе удобное сообщение через Пухов на Жилину)-Острава-Богу-мин-Жилина-Попрад-Татры-Спишска-Нова-Вес – Кошице – Чьерпа-над-Тисоу. Йо двухпутному пути в обоих направлениях поезда идут с интервалами в 4-6 минут.

Вторая главная магистраль, так называемая южная, которая призвана разгрузить первую магистраль, ведет из Соколовского буроугольного бассейна через южную Чехию, южную Моравию в юго-западную Словакию. Она проходит через Соколов-Хеб – Пльзень – Ческе-Будеёвице-Йиглаву-Брно – Бржецлав-Братиславу-Нове-Замки-Штурово или Комарно. На обе эти магистрали приходится лишь 7s длииы железнодорожной сети, но почти 2/3 всех перевозок. Первая магистраль по интенсивности перевозок выполняет роль транспортного коридора.

Эти две главные линии электрифицированных железных дорог дополняются третьей, позволяющей подсоединить Пльзень через Ражице-Писек-Табор-Йиглаву – Брно – Киёв – Весели-над-Моравоу-Нове-Место-пад-Вагом с возможностью выхода на обе главные магистрали на всей протяженности. Предполагается также усилить наиболее грузонапряженное широтное направление.

В пассажирском транспорте важнейшая транспортная магистраль запад-восток включена в европейскую систему железнодорожой сети. В Праге сходятся железные дороги, соединяющие Чехословакию с Западной Европой через Пльзень и Хеб, с Северной Европой через Дечин и с Южной Европой через Ческе-Будеёвице, с Южной и Юго-Восточной Европой через Брно и Братиславу. Для Словакии важное значение имеет дорога, идущая в широтном направлении через Погронье, Зволен и Банска-Бистрпцу, и линия также из Братиславы на Зволен и далее через Лученец, южную Словакию на Кошице.

Меридиональная магистраль, соединяющая Северную и КЬк-ную Европу и являющаяся весьма важной в транзитном отношении, проходит через Поважье (Чески-Тешин-Жилина-Нове-Место-над-Вагом-Братислава). Она имеет немалое значение и во внутригосударственной железнодорожной сети, как и вторая словацкая магистраль меридионального направления, соединяюгцая все три широтные магистрали от Мартина-Врутек до Зволена.