Древний китай и тюрки



Колыбелью цивилизации Восточной Азии была долина великой реки Хуанхе (тюркское название «Цыяцкы»- буйный, необузданный). Между реками Хуанхе и Янцзы (Жанды – имеющий душу) жили многочисленные племена тюркского, китайского и монгольского (со времен Чингисхана) происхождения. Численность племен китайского объединения значительно преобладала за счет внедрения многих племен Степи, которые ассимилировались с китайским этносом и растворились в нем. К примеру, большую часть киданей и чжурчжений (шуршиты) стали китайцами. Поэтому не случайно в лексике языка китайцев присутствуют многочисленные слова кочевых тюркских племен с китайским диалектом (названия рек, местности и имен). Первоначальное население, возможно носило название чин (чино как именуют себя китайцы) по имени древнего первопредка Чин (Шын). Культура прототюрков распространялас во всех направлениях. На разных этапах времени на территории Китая создавалась культура пришельцев кочевников, которые с собой привели боевых коней, колесницу, ярмо, бронзу, изделия из него и боевое оружие, которые раннее не существовали на территории Китая. Тюркские племена в лице Алшына использовались для добычи железа и изготовления холодного оружия.

Первая известная в истории на территории Древнего Китая была династия Инь, которая возникла в XIV в. до н. э. Это был союз племен во главе с племенем шан (шын, чин), возглавлял союз правитель по титулу «Ван». В районе г. Аньяна найден при раскопках древний город под названием Шан. У казахов существует род шан по имени родоначальника Шан из племени керней, возможно, шан по-тюркски означает властелин. Иньская цивилизация знала собственную письменность в виде иероглифов. Иньцы и шаны верили в дух предков, которые обладают властью над живущими потомками, главным божеством считалось небо, как у тюрков – Тенгри. В XI в. до н. э. с запада пришли завоеватели, кочевые племена чжоу ( вероятно, одно из ветвей хуннов), возможно, схожую с племенем шан, образовали династию Чжоу (XI-VIII в. в. до н. э.). Земля была в общем владении, возглавляли династию Ваны. С VIII по VI вв. до н. э. держава династии Чжоу разделилась на ряд самостоятельных княжеств. На территории Китая отсутствовало строгое единовластие. Жили многочисленные племена со своими вождями, шли междоусобные войны, тем не менее, развивалось ремесло, появилась монета, шла торговля. Одним из великих древних мыслителей при династии Чжоу в VI-V вв. до н. э. был Конфуций (Кун-Фуцзы, 551-479 гг. до н. э., кун – солнце). Он похоже, из племени хуннов признавал культ предков, государство рассматривал как одну большую семью, подчинение младших старшим. Он верил в мудрого правителя, который должен править народом согласно обычаям и воле Неба, править твердо и заботиться о народе. Конфуцианство по духу близко к вере Тенгрианства. Китайские племена в III-I вв. до н. э. в основном боролись с тюркскими племенами хуннами. Хунны занимали территории нынешней южной Монголии и Синьцзяня. Нередко китайские племена заключали союз против хуннов с усунями и кангюями. В 221 г. до н. э. Цинь Шихуан-ди объединил под своей властью племена Китая и создал династию Цинь. Похоже, Цинь звучит в китайской лексике от тюркского слова шын (чин), что означает истинный. Шихуан-ди создал общеобразовательные школы. По словам историка Сыма Цяня, император приказал сжечь конфуцианские книги, многих ученых конфуцианства велел закопать живьем. Шихуан-ди соединил существующие отдельные стены, построенные для защиты от степняков в единую китайскую стену. Стена имеет общую длину 4-5 тыс. км и высоту до Юм. Императору на севере удалось оттеснить хуннов и захватить часть ее территории. В 202 г. до н. э. после крестьянского восстания империя Цинь пала, к руководству пришла династия Хань. Она терпела крупные неудачи в войне с хуннами. Ей пришлось подписать унизительный договор по выплате дани и отдать дочь императора в гарем хуннскому вождю. Перелом произошел во время правления императора У-ди (140-47 гг. до н. э.). Прекратились войны, центральная власть укреплялась за счет умелой дипломатии. Была налажена связь с Индией, от нее переняли религию буддизма. При У-ди вновь возобновилось учение конфуцианства. Современником этого периода времени был ученый Сыма Цянь (145-86гг. до н. э.), он основатель китайской историографии. В начале новой эры часть Центральной Азии находилась под властью Кушанского государства. Ханьские войска столкнулись с Кушанскими войсками в Ферганской долине. В первые века новой эры Ханьская империя занимала всю Восточную Азию. На западной границе от Кушании находилось Парфянское царство, которое соперничало с Римской империей. Рим владел на тот период Средиземным морем вплоть до Испании.





s-148

Эти 4 государства в начале новой эры господствовали в мире. Древнее племя «дунху» после поражения от гунна Модэ распалось на три части: сяньби, ухуань и тагбачи. Ухуань предки киданей, сяньби предки сибирьских татар и монголов, тагбачи-ветвь тоба, тохары. В IV веке Ханьская империя была покорена хуннами и сяньбинцами.

Вождь племени тоба Тоба Гуй 386г. основал династию Северное Вэй (386-532).

s-79

На северо-востоке в 531 г. Гао Хуань (Куан – радуйся) поднял восстание, разбил войска тоба и занял столицу Лоян. Империя распалась на Западную и Восточную Вэй. На территории Китая создавались новые Династии и Орды. В 550 г. Гао Ян (жан – душа), наследник Гао Хуаня образовал династию Бэй Ци. В 557 г. сын воеводы сяньбинца Юйвынь Тая образовал династию Бэй Чжоу.

В 50-х годах VI в. сяньбинец Югюлюй из кочующих племен создал Орду. При правителе Гюлюхой (куши кой – упитанная овца) орду назвали «Жужань» (жу, шу, су – вода, жан – душа, житель).