Догматизм в теории



a-127

Вследствие догматизма в теории, шаблона и сектантских методов в практической деятельности, подмены ленинского стиля и метода коллективного обсуждения и решения важных государственных вопросов грубым администрированием государственный аппарат продолжал раздуваться. Сверху навязывался чрезмерный централизм, даже сверхцентрализм, в деятельности государственных органов утверждался бюрократическо-централистский метод планирования. Все это в конечном итоге неизбежно сковывало инициативу и революционную энергию масс, препятствовало развитию их творческой политической и трудовой активности. Так, еще в конце 1952 г. начало наблюдаться снижение размаха социалистического соревнования, что привело в 1953 г. к тревожному положению, когда в соревновании принимало участие лишь 68% рабочих и служащих (против 80% в 1951 г. ), а из числа работников, входивших в профсоюз сельскохозяйственных рабочих, работников лесного хозяйства, деревооб-работчиков и строителей, – около 40%. На иных предприятиях соревнования вообще не было. Это беспокоило руководящие партийные и профсоюзные органы, и некоторые недостатки в организации соревнования и руководстве им были преодолены. Но вместе с тем формализм, декларативность при разработке обязательств и в отчетах об их выполнении, невнимательное отношение к рационализаторским предложениям рабочих и т. д. продолжали иметь место. Нарушалось трудовое законодательство, не соблюдались требования, касающиеся безопасности труда, рабочего времени, еженедельного отдыха и т. д. Утвердилось ошибочное положение III съезда профсоюзов о том, что профсоюзам после победы социалистической революции не от кого защищать интересы трудящихся. Недооценивалась роль материальных стимулов. Ввиду возникших диспропорций в народном хозяйстве, и особенно в Развитии энергетики, частым явлением стала нехватка электроэнергии, остановка предприятий или неполное использование их мощностей. Прос-33 Статистически годишник на НРБ, 1959 София. 1959. с. 112. той демобилизовывали рабочих, уменьшались их заработки и с трудовая дисциплина. В эти годы появилась также тенденция к тому, чтобы наиболее масс© вую общественно-политическую организацию – Отечественный фронт – превратить в придаток народных советов. Организации Отечественного фронта были поставлены в прямую зависимость от народных советов и утратили былую самостоятельность. Председателями комитетов ОФ становились обычно заместители председателей или секретари исполнитель, ных комитетов, а иногда и рядовые сотрудники аппарата народных сове, тов. Они в большинстве случаев запускали эту свою общественную работу отодвигали ее на задний план и переносили в нее методы администриро. ванн и. В селах организации ОФ ориентировались главным образом на сбор поставок, налогов и т. д. и на организацию собраний по разъяснению реше. ний советов. В городах их деятельность носила еще более ограниченный характер – они организовывали главным образом общественные работы с участием трудящихся на добровольных началах, занимались сбором вторичного сырья и разъясняли мероприятия народных советов.