Бактрийцы



s-284

На Северо-Востоке Персии находилась страна Тохори-стан (Тохарское ханство), слово тохар (такыр) по-тюркски означает голую бестравную местность. В истории тохаров и согдийцев не заслуженно относят к иранцам, а язык к индоевропейской семье. Однако, исследователь С. П.Толстов (кн. Города гузов. Древний Хорезм) пологает, что тохары и согды этнически близки к тюркским племенам. Это подтверждаеся и археологическими исследованиями Бактрии и Маргианы, которые изначально были заселены и обжиты прототюрка-ми прибывшими из зоны Туранской цивилизации в III тыс. до н. э. Здесь складывается туранская культура эпохи бронзы (по раскопкам культуры Намазга). Затем она называлась Бактрия (очевидно, по названию тюркского племени и его родоначальника). Наверняка среди афганцев проживают потомки бактрийцев, само слово «афган» вероятно происходит от слова «ауган», означает переселившиеся. Об этом говорит и А. К.Нарыбаева в упомянутой книге. По сведениям Г. Штоля, с приходом бактрийцев (одна из ветвей тюрков) зазвучала эллинская речь, а бактрийцы есть истинные тюрки. Выходит, бактрийцы – родственные племенам эллинов, говорящих на одном тюркском языке. Эллины проживали на территории Греции, являются предками греков. Похоже, бактрийцы и эллины – один народ. Это проливает свет на быстрые завоевания А. Македонского и образование Греко-Бактрийского государства. Бактрия как государство существовало с 1 тыс. до н. э. на реке Оке (Амударья). В V в. до н. э. древние земли Бактрия, Хорезм, Согд были завоеваны ахе-менидскими царями. Они вошли в состав империи в качестве Восточных владений (сатрапий). Бактрийская сатрапия, согласно Бехистунской надписи и историческим сведениям Геродота, занимала особое место. Кир II воевал с бактрий-цами, когда страна называлась Тохористаном. В 329 г..до н. э. была захвачена А. Македонским, после его смерти вошла в состав государства Селевкидов. В середине 250 г. до н. э. бактрийским правителем был Диодит. Он образовал самостоятельное Греко-Бактрийское царство (объединение бактрийцев и эллинов-греков), в состав которого входили также Согдиана и Маргиана. Государство просуществовало чуть более 100 лет. Во 2-ой половине II в. до н. э. после разгрома их тохарами-юечжи образовалось независимое объединение Юечжи. В него вощла Северная Бактрия. Сами Юечжи были вытеснены из Центральной Азии. В этот период формируется классическая литература разных форм и жанров, создается сборник басен и новелл на тюркском языке под названием «Панчатантра». В раннем Средневековье этот сборник был переведен на разные языки, в том числе на арабский язык иод названием «Калила и Димна». Многие сюжеты вошли в сказки «Тысяча и одна ночь» и в литературу Возрождения («Декамерон» Бокаччо). Тюркская литература заложила основу развития литературы иранцев, арабов и других народов Азии и Европы.





Итак. Бактрийцы и эллины, похоже, один народ и говорили на одном языке. Вероятно бактрийцы относятся к тюркским племенам по ветви Тюрк-Бактрия.