Автомобильный транспорт



Протяженность безрельсовых дорог общегосударственного значения (подчиненных министерству транспорта) составляет 73,8 тыс. км, так что на каждые 100 кв. км приходится 57,7 км таких шоссейных дорог. Густота автодорог на 100 кв. км в ЧСР заметно выше, чем в Словакии (соответственно 71 и 35,8 км). На 10000 человек населения в ЧССР приходится 48,2 км шоссейных дорог, в том числе в ЧСР – 54,5, в ССР – 35,2 км.

Сеть шоссейных дорог Чехословакии формировалась в течение многих десятилетий. Влияние экономического развития районов в особенности рельефа проявляются в межрайонных различиях ее густоты. Так, для Среднечешской, Восточночешской и Северочешской областей характерна повышенная густота сети автодорог, и наоборот, гористая центральная Словакия имеет более редкую сеть. Раньше дороги с твердым покрытием составляли менее 1/5 сети шоссейных дорог, в настоящее время такое покрытие преобладает (98%).





Шоссейные дороги, как и железнодорожные, ведут к хозяйственным и политическим центрам страны. Поэтому все крупные города являются значительными автодорожными перекрестками (узлами). Наибольшее значение в силу своего положения в центре Чехии имеет Прага, в которой сходятся все главные шоссейные дороги. Подобную же роль в Моравии играет Брно. Братислава из-за необычности своего полоячения играет такую роль скорее в международной транспортной сети.

Сеть главных шоссейных дорог протяженностью 13 252 км составляет 18% автодорог общегосударственного значения, но на них приходится половина дорожного шоссейного движения. По своей конфигурации эти дороги представляют собой широтные магистрали в направлении запад-восток, напоминая конфигурацию главных железнодорожных магистралей. Наибольшее значение из них имеют те, которые постепенно будут превращены в автострады (1707 км). Большинство автострад будут использоваться для международного сообщения, поэтому их трассы совпадут с магистралями, которые проходят через территорию Чехословакии и являются ее главными шоссейными артериями. Важнейшей станет автострада, берущая начало в Праге (Д 1) и проходящая вдоль республики через Йиглаву, Брно до Тренчина и далее через Жилину, Попрад, Пршеров, Кошице и Михаловце к государственной границе с СССР. От Брно пройдет вторая автострада (Д 2) до Братиславы, которая обеспечит также международную связь с Венгрией и Австрией и даст выход на автомагистраль Д 1. С Австрией Чехословакию соединит шоссе, идущее также из Бржецлава.

c-45

Автострада, соединяющая ЧССР с Польшей, пройдет из Брно через Границе и Остраву, вторая – из Праги через Градец-Крало-ве. Обе эти трассы параллельно будут объединены еще одной автострадой: Хлумец-над-Цидлиноу – Липник-над-Бечвоу. На Прагу пройдет также одна автострада от границ ГДР через Усти-над-Лабем и другая – от границы ФРГ через Пльзень.